Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о судьбе провинциальных актеров, нищих, бездомных, но е высокими благородными чувствами. Драматург призывает искусство стать судьей жизни.
Все произведение пронизывает мотив игры, комедиантства. Многие герои пьесы пытаются играть свой собственный спектакль для достижения каких-либо целей. Комедию «Лес» часто называют «театром в театре».
Главный спектакль разыгрывается богатой помещицей Раисой Павловной Гурмыжской. Она предстает перед нами в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся: «Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным; я только конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный». Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная помещица. Чтобы скрыть свою безнравственность, Гурмыжская задумывает помолвку дальней родственницы Аксюши, живущей у нее в усадьбе почти на правах горничной, и Буланова, недоучившегося гимназиста. Но они только должны играть роль жениха и невесты. Однако Аксюша не позволяет «играть собой». Она говорит: «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – «Комедия! – спрашивает Гурмыжская. – Как ты смеешь? Да хоть и комедия; я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию». Вот как на самом деле относится Раиса Павловна к своим родственникам.
И деньги она тратит не на родню и бедных, а на своих любовников. Только один раз Гурмыжская чуть было не заигралась в роль благодетельницы, когда Несчастливцев помог ей вернуть тысячу рублей, она случайно проговорилась, что должна ему такую же сумму, но вовремя опомнилась.
Таким образом, Раиса Павловна постоянно играет комедию. Она даже говорит о своей жизни, как о спектакле: «Играешь – играешь роль да и заиграешься».
С большим удовольствием подыгрывает помещице и Буланов. Он очень доволен своим положением в доме. В свои «младенческие годы» он уже научился «подыгрывать, угождать, ползать». Гурмыжская пользуется его талантом: он ей нужен для подтверждения роли благодетельницы. Потом, когда она с легкостью выходит из роли в «глупой комедии с родственниками» и разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова, с радостью принимается за новую роль мученицы, которая выходит замуж лишь для того, чтобы сохранить усадьбу. На самом же деле Раиса Павловна просто потакает своей прихоти.
А свою усадьбу ей действительно надо сохранять, потому что она разорила ее, распродавая лесные угодья купцу Восмибратову. Они постоянно разыгрывают друг перед другом комедию, любезничают даже тогда, когда обманывают друг друга. Так, Раиса Павловна не способна получить от Восмибратова положенную ей тысячу рублей. А после этого еще и приглашает его на обед.
Совсем другим нам видится «вечный трагик», бедный актер Несчастливцев. В спектакле, разыгрываемом Гурмыжской, ему отведена роль « простака», а не «благородного героя», каковым он сам себя считает. Вся его речь состоит из реплик героев, сыгранных им когда-то на сцене. Но его трагические роли уже вышли из моды, и теперь в жизни он играет дворянина, то есть того, кем он был по праву рождения. Но по милости Гур-мыжекой, его тетки, Несчастливцев вынужден бедствовать, так как она экономила на его воспитании, отправив его подальше от себя и дав ему образование «простое», пояснив это принципом, что «простые люди, неуче-вые, живут счастливее». Несчастливцев не утратил в нищете благородства своей души.
В пьесе он два раза совершает благое дело: возвращает Гурмыжской тысячу рублей и обеспечивает Аксюшу приданым, хотя сам мог бы «и покутить на эти деньги, и поберечь их на черный день». Но в ответ на его щедрость Раиса Павловна говорит лишь: «Просто, мне кажется, он глупый человек».
Сначала Несчастливцев не догадывается о происходящем на самом деле в усадьбе, он слишком заигрался своей ролью барина, не видит реальности. Но когда Геннадий Демьяныч узнает всю правду, в нем просыпается истинное благородство артиста. Так, он бросает Гурмыжской и Буланову: «Мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы!» Таким образом, высокое искусство, благородное сердце торжествуют над комедиантством и корыстью, царящими в усадьбе «Пеньки».
Весь спектакль, разыгрываемый на сцене главными героями, наблюдают зрители – соседи Гурмыжской: Евгений Аполлонович Милонов и Уар Кирилыч Бодаев. На примере этих героев Островский показал деградацию и распад дворянского сословия. Благородные манеры и высокая духовность сменяются грубой корыстью, черствостью и бездушием.
В своей пьесе Александр Николаевич Островский привлек всю силу настоящего искусства для обличения дворянского класса. Он показал, что перенесение театра в жизнь, использование игры как маски, скрывающей подлинные цели, – это безнравственное, низкое комедианство. Островский сделал театр судьей жизни, с помощью которого нищий актер Несчастливцев высмеивает пороки дворянского класса, уходящего с исторической арены.
Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка получила в произведениях драматургов XX века, таких, как Б. Шоу, В. В. Вишневский, А. В. Вампилов, Т. Уильяме. Она стала более развернутая, беллетризованная.
В пьесе Островского «Лес» ремарки, кроме всех вышеперечисленных функций, обладают еще одной. Они глубоко символичны.
В «Лесе» ремарки служат для портретной характеристики персонажей. Например, действие второе, явление второе начинается с описания внешности Счастливцева и Несчастливцева. Причем присутствует не только чисто внешний портрет: «Несчастливцев — лет 35, брюнет с большими усами», но и намек на прежнюю жизнь человека: «следы беспокойной и невоздержанной жизни», а также и на характер: Счастливцев — «глаза быстрые, выражающие и насмешливость, и робость в одно и то же время». Ремарки, служащие, казалось бы, только для передачи интонации персонажей, оказываются символичными. Так, если рассматривать ремарки в разговоре Счастливцева и Несчастливцева, можно заметить, что Несчастливцев постоянно говорит «мрачно», «грозно», «густым басом», и в противопоставление ему отвечает Счастливцев «полузаискивающим, полунасмешливым тоном», «робко», что сразу говорит о характере обоих: Несчастливцев — сильный характер, Счастливцев — слабый. С точки зрения символики интересны действия, показанные автором через ремарки. Можно заметить, что Счастливцев как бы постоянно убегает от Несчастливцева: он разговаривает «отодвигаясь». И это вполне естественно, ведь затем Несчастливцев «с силой опускает руку на плечо Счастливцева», как бы тем самым показывая, что он — господин. А Счастливцев, как раб, падает перед ним на колени. Очень важна ремарка, указывающая на действие Несчастливцева: он берет Счастливцева за ворот и держит.
Этот момент напоминает сцену из произведения Гоголя «Ночь перед Рождеством», когда Вакула держит черта, причем черт такой же заискивающий, как и Счастливцев, а Вакула такой же гневный, как и Несчастливцев. Как и черт служит Вакуле, так и Счастливцев впоследствии служит Несчастливцеву, а поскольку Счастливцев и похитрее, то его вполне можно назвать «маленьким чертиком» (кстати, он играл чертей на сцене). В продолжение всей пьесы Несчастливцев часто плачет. Но плачет он именно в тот момент, когда говорит о смерти или о могиле. А в конце второго явления он «указывает на столб» Счастливцеву. Столб служит предзнаменованием того, что Несчастливцев будет стоять у «позорного столба» — его разоблачение в доме Гурмыжской.
В ремарках пьесы постоянно присутствует мотив спуска: «с террасы сход в три или четыре ступени», и, что примечательно, именно Буланов «помогает Гурмыжской сойти с террасы», а затем она на нее не восходит, а «уходит»; в шестом явлении она опять же спускается, «сходит в сад».
Гурмыжская в «Лесе» похожа на какой-то сказочный персонаж, на Бабу Ягу. Она владеет лесом, но продает его по кусочкам, а ее усадьба носит символическое название «Пеньки». Она стара, но все еще заманивает мо лодых людей. У нее имеется коробка, которая отражает всю ее душу. Для нее эта коробка — самое дорогое. И в ремарках постоянно упоминается о коробке и о деньгах. Гурмыжская, как и Коробочка в «Мертвых душах», постоянно все делает только для себя, ведь и любовника она держит лишь для удовлетворения своих прихотей. Очень часто в ремарках упоминаются глаза Гурмыжской, которые, как известно, — зеркало души. Она постоянно показывает глазами Буланову какие-либо свои желания или чувства. И Аксюша, чтобы прочесть ее мысли, смотрит ей в глаза.
В своей пьесе автор не забывает о природе. В усадьбе старый «густой сад» и «мелкий кустарник» — намек на дремучий лес и заколдованный сад в сказках. На мрачные размышления наводит ремарка автора к действию четвертому: «озеро» и «лунная ночь» говорят, что здесь разыграется драма. Интересен тот факт, что Несчастливцев не заходит в дом Гурмыжской, а живет в беседке. Эта беседка часто встречается в ремарках, к ней все время сходятся персонажи. «Садовую скамью», к которой тоже часто приходят герои пьесы, можно считать скамьей подсудимых.
Наиболее чистыми и набожными по ремаркам получаются Несчастливцев, Аксюша и Петр. Несчастливцев постоянно скрещивает руки, поднимает глаза к небу. Аксюша видит в нем спасителя и «становится на колени» два раза, а Несчастливцев «простирает над ней руки», как бы благословляя ее. С Несчастливцевым Гурмыжская постоянно говорит «с испугом», так как она чувствует приближение суда за свои грехи.
Итак, ремарка может служить не только для объяснения не очень понятных моментов действия или для помощи актерам, но и для более глубокого анализа текста с точки зрения литературы, для передачи читателям всего психологизма ситуации. Через те же ремарки хорошо просматривается и авторская позиция. А сами ремарки отличаются краткостью и точностью. «В ремарках Островского на единицу смысла — мало слов, а на одно слово — бездна разных смыслов», — писал один из литературных критиков.