В 1945 г. появляется “сказка-быль” “Кладовая солнца”, по которой в 1947 г. был создан киносценарий “Серый помещик”. Ее основная тема – становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит “Кладовую солнца” с произведениями фольклора. Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета.
Центральным мотивом этого произведения, как и многих других, является мотив пути-дороги. Он соединяет в себе многое: размышление о жизненном пути, пути рода человеческого, пути матери-Родины. Автор сумел не только изобразить видимый пейзаж, но и воспроизвести звуки лесной жизни. Голоса птиц и животных позволяют физически ощутить обстановку леса, создавая тем самым особый эмоциональный настрой. Таким образом, пейзаж и человек предстают в неразрывном единстве.
Пришвин рассказывал об особенностях этой книги: “Сказка тем сказка, что она подчинена ритму, не как рассказ, механическому, а песенному. Я это понял по “Кладовой солнца”. Я буду говорить о значении сказки при моих попытках творчества, но я должен предупредить, что сказку я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма”.
Произведение было удостоено первого места на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей.
В 1953 г. завершена работа над повестью-сказкой “Корабельная чаща” (первоначальное название “Слово правды”), опубликованной в 1954 г. уже после смерти писателя. В основу “Корабельной чащи” легли впечатления от путешествия в леса по бассейну реки Пинеги. “Кладовую солнца” и “Корабельную чащу” объединяют одни герои. Внешне схожи и сюжеты обоих произведений. Настя и Митраша отправляются в дальние странствия, а новый герой Ве-селкин ставит перед собой цель – найти Корабельную чащу, с которой связана надежда на победу в войне. Развитие мотива “поиска правды” приобретает некий философский характер. Герой “Корабельной чащи” в определенной степени условен – властелин природы и Земли, но в то же время и ее часть.
Сказочная форма характерна для послевоенного творчества Пришвина, так как именно в ней писатель видит неограниченные возможности для соединения мечты и реальности, для осуществления идеи религиозного преображения мира.
В течение почти 20 лет Пришвин работал над романом-сказкой “Осударева дорога” (начало работы относится к 1933 г., 1-я редакция была закончена в 1948-м, а опубликована в 1956-м). В основе произведения лежат впечатления от двух поездок в Заонежье и на строительство Беломорканала. Этот роман является авторской исповедью и трудом всей жизни. В произведении переплетены история и биографии современников.
По законам жанра романа-сказки главное в “Осударевой дороге” не сюжет и не конкретные исторические детали, а философские раздумья. Столкновение нового социального устройства со старым укладом жизни, этикой, моралью составляет основу конфликта произведения.
Рождение нового человека – сквозная тема произведения – решается Пришвин в духе христианства. К сожалению, сдержанность писателя, вызванная цензурными запретами, затрудняет верное восприятие глубокого религиозно-философского подтекста.
В 1942 г. в дневниковой записи Пришвин, задумавшись над стихами Тютчева, описал тем самым и свою творческую эволюцию: “…еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел, достигнув совершенства в детских рассказах”.