Михаил Михайлович Пришвин происходит из старинного русского города Ельца. Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге — купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга «Картофель в полевой и огородной культуре».
И вдруг — резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьем и записной книжкой.
Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы.
По существу, жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. После Севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганных птиц», с тех пор он стал писателем. Отложив прочитанную пришвинскую книгу, люди говорят: «Это — настоящее колдовство». Слова «колдовство», «волшебство» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, участник и свидетель всего, что свершается вокруг него в мире. Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости.
Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Учитель у Пришвина есть: тот единственный учитель, которому обязана своей силой и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ.
Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье — не считать себя особенным, а быть, как все эти люди». Его обширные знания в области ботаники, зоологии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук вошли в книги. А. М. Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку. Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным влечением к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.
Паустовский сказал о Пришвине:
«Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди еще много встреч, и дум, и великолепного труда. В своем писательском деле Пришвин был победителем».
Весна пришвинской прозы останется навсегда в сердцах людей.
Когда учительница впервые рассказала нам о «Кладовой солнца» М. М. Пришвина, мы удивились: как это — одновременно и быль и сказка? Разве такое бывает? «Бывает», — взявшись за руки, ответили нам Настя и Митраша. «Бывает», — провыл в лесу злой голодный волк. «Бывает», — радостно тявкнула собака Травка. «Бывает и не такое», — почему-то вздохнув, сказала наша учительница.
Конечно, откуда писателю знать, о чем думают животные, о чем воет ветер и молчит лес? Но разве именно это самое важное в сказке М. Пришвина? Гораздо важнее, что герои здесь — живые и настоящие. Они дружат и спорят, заботятся друг о друге и отстаивают свою правоту, совершают ошибки и вместе выпутываются из передряг.
А разве придуманный лес нарисовал нам автор в этом произведении? И здесь все самое что ни на есть настоящее: и запутанные лесные тропинки, и полезная ягода клюква, и опасности болотных трясин, и торф — удивительная кладовая солнца.
А вообще в жизни бывает всякое, даже такое, чему не в каждой сказке поверишь. Потому что сказки придумывают люди, и они же могут сделать сказкой жизнь, если будут верить в чудо и доверять друг другу.