«Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для кого-то — проникновенный прозаик, для кого-то — философ, аналитик. Кого бы ни открыли вы для себя в Пушкине, верно одно: каждой, по крайней мере, русской душе необходимо его невидимое присутствие. «В нем русская душа, русский язык, русский характер», — восторгался Гоголь талантом Пушкина. Великий сын России, певец ее свободы, пример бесконечной любви к Родине, к родному слову! Да, Россия смогла воспитать своего певца и властителя дум целого поколения.

Судьба Поэта, нелегкая и всегда покрытая пеленой загадочности, тайной. Но что значит судьба для человека, верного своим убеждениям, идеалам, своей любви к Отечеству! Главное — душа жива, и сердце не хочет, не может сдаться без боя. Таков и Александр Пушкин, какие бы удары судьбы ни пришлось ему вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой душе его, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других. Вот подлинное проявление истинно русской души!

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

И вновь перед нами поэт — провидец, чувствующий каждый порыв необъятной души народа. Зная душевную жажду русского человека, Пушкин создает произведения тонкие, смелые, естественные, добрые, лишенные фальши. И русская душа просто не может не увидеть, не почувствовать ту теплоту, что исходит от его творений. Своим слогом, чистым и сильным, поэт пробуждает лишь глубокие и искренние чувства.

Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что, читая творения Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». Каждая строчка поэта «дышит» любовью к прошлому своего народа, к людям, к жизни. И мы чувствуем эту всеобъемлющую «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа...» — Александр Сергеевич нашел путь к сердцу человека, оставшись в памяти людской. Пушкин — «явление чрезвычайное», личность, сумевшая лицезреть будущее, оставшаяся на Земле навсегда. В сердцах людей.

Но в дни печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи; есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Поэт верил, что не одно сердце будет его помнить и бережно хранить память о нем, и оказался прав. А Его неземным, незримым продолжением являются строки, поэтические и прозаические, вновь и вновь рождающиеся в сердцах людей.

Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали А.С Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывался над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается \"судьбой витийства грозный дар\".

Свое представление об идеальном образе поэта Пушкин воплотил в стихотворении \"Пророк\". Но поэт не рождается пророком, а становится им. Этот путь полон мучительных испытаний и страданий, которым предшествуют горестные раздумья пушкинского героя о том зле, которое прочно укоренилось в человеческом обществе и с которым он не может смириться. Состояние поэта говорит о том, что он неравнодушен к происходящему вокруг и в то же время бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку, который \"духовной жаждою томим\", является посланник Бога — \"шестикрылый серафим\". Пушкин подробно и детально останавливается на том, как происходит перерождение героя в пророка, какой жестокой ценой он приобретает качества, необходимые истинному поэту. Он должен видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей. И этими качествами наделяет его \"шестикрылый серафим\", прикасаясь к нему \"перстами легкими, как сон\". Но такие осторожные, нежные движения открывают перед героем весь мир, сорвав с него покров тайны.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Нужно обладать немалым мужеством, чтобы вобрать в себя все страдания и все многообразие мира. Но если первые действия серафима причиняют поэту только нравственную боль, то постепенно к ней присоединяются и физические мучения.

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Значит, новое приобретенное поэтом качество — мудрость — дается ему через страдание. И это не случайно. Ведь чтобы стать мудрым, человек должен пройти трудный путь исканий, ошибок, разочарований, испытав многочисленные удары судьбы. Поэтому, наверное, протяженность во времени приравнивается в стихотворении к физическому страданию.

Может ли поэт стать пророком, обладая, кроме поэтического таланта, только знанием и мудростью? Нет, ибо трепетное человеческое сердце способно подвергаться сомнению, оно может сжиматься от страха или боли и тем самым помешать ему выполнить великую и благородную миссию. Поэтому серафим совершает последнее и самое жестокое действо, вложив в рассеченную грудь поэта \"угль, пылающий огнем\". Символично, что только теперь пророк слышит глас Всевышнего, дающего ему цель и смысл жизни.

И Бога глас ко мне воззвал:
\"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей\".

Таким образом, поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Вся творческая жизнь Александра Сергеевича Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу.

Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
Свою основную заслугу Пушкин видел в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.