Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

зан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”.
В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и \"Братья разбойники\', и \"Черная шаль\", и \"Песнь о вещем Олеге\". Носителем протеста был энергичный, сильный духом \"разбойник\" или \"хищник\". Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма.
На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения (\"Кинжал\", \"Давыдову\' и др.). Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами.
В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года.
Трагические размышления этого периода выразились в элегии \"Демон\", стихотворении \"Свободы сеятель пустынный\" и поэме \"Цыганы\". В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой — слепота и покорность \"мирных народов\". При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности.
Главным итогом творческих поисков 1822—1823 г.г. было начало работы над романом в стихах \"Евгений Онегин\". Работа над этим произведением продлилась более семи лет. \"Евгений Онегин\" стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в.
Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой —роли народа в истории. Первый повлиял на концепцию \"Евгения Онегина\", второй выразился в \"Борисе Годунове\" .
\"Борис Годунов\" завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба \"мирных народов\". Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов.
Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с \"братьями, друзьями, товарищами\". На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало \"Послание в Сибирь\", \"Арион\", обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина.
С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: \"Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира\". \"Взгляд Шекспира\" — взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории.
Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: \"В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого\".
Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась \"Полтава\" (1829). Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства.
“Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, \"России молодой\" в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Забыт Мазепа с давних пор.
Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический.
В гражданстве-северной державы,
В ее воинственной судьбе.
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Хотя в \"Полтаве\" верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи. Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы \"Евгения Онегина\" мелькнула формула: \"Герой, будь прежде человек\". А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: \"Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран...\" В дальнейшем конфликт \"бессердечной\" истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек — история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек — стихия.
В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим \"возвышая\" прозу до поэзии. После него понятие \"художественной прозы\" отождествлялось с прозой поэтической.
Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем \"простое\", \"голое\" прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова \"Евгения Онегина\".
Белинский писал об этом: \"Мы под \"стихами\" разумеем здесь не одни размеренные и заостренные рифмою строчки: стихи бывают и в прозе, так же как и проза бывает в стихах. Так, например, \"Руслан и Людмила\", \"Кавказский пленник\", \"Бахчисарайский фонтан\" Пушкина — настоящие стихи; \"Онегин\", \"Цыганы\", \"Полтава\", \"Борис Годунов\" — уже переход к прозе, а такие поэмы, как \"Моцарт и Сальери\", \"Скупой рыцарь\", \"Русалка\", \"Каменный гость\" — уже чистая, беспримесная проза, где уже совсем нет стихов, хоть эти поэмы писаны и стихами.\".
Время с начала сентября до конца ноября 1830 г. Пушкин провел в Болдине. Здесь он написал две последние главы \"Евгения Онегина\", \"Повести Белкина\", \"Маленькие трагедии\", \"Домик в Коломне\", \"Историю села Горюхина\", \"Сказку о попе и работнике его Балде\" и \"Сказку о медведихе\", ряд стихотворений, критических статей, писем.


Страница: 1  [ 2 ]  3  4  

Похожие сочинения

  1. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  2. ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ
    На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою. А.С. Пушкин Каждого поэта на протяжении жизьни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль...смотреть целиком
  3. "Земли родной минувшая судьба."
    А.С. Пушкин - -великий поэт и писатель первой половины 19 века. Он очень много задумывался о судьбе русского народа, о положении в стране, стремившись как бы разобраться самому в исторических событиях, происходящих в России и стать их участником. Он...смотреть целиком
  4. В поисках «живого» лица Пушкина (Первые десятилетия XX века)
    В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале 80-х годов, когда заметно менялись отношения к личности и творчеству Пушкина. Были иные периоды, когда новые оценки, прочтения его творчества...смотреть целиком
  5. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  6. Типический образ героя современника в произведениях Пушкина  Новое!
    Субъективно-романтический метод изображения «главного лица» вступал в противоречие с замыслом Пушкина - воспроизвести типический образ героя-современника, ибо нельзя создать объективный и в этом смысле эпический образ-тип, погружаясь лишь в самого себя....смотреть целиком
  7. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком