Страница: [ 1 ]  2  

Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности, Пушкин опирался на язык народа.
Творчество Пушкина проложило дорогу Гоголю, Тургеневу, Толстому и Чехову. В результате русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир
Действительно, талант Пушкина был не только огромным — он был специфическим. Пушкин умел проникать в дух различных культур и эпох, в этом сыграла роль его широкая осведомленность в мировой литературе. Достаточно ознакомиться с его статьями и заметками, чтобы понять, что он был прекрасным знатоком французской литературы, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом постоянного внимания поэта на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание.
Пушкин был продолжателем дела, начатого Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым. Вместе со своими современниками Карамзиным и Жуковским он предпринял грандиозный труд по построению новой русской литературы как части и наследницы литературы мировой.
Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным, — поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин распространял этот взгляд и на собственное творчество. И в то же время творчество Пушкина отличается единством. Это как бы реализация некоего пути.
Творчество Пушкина многожанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу. Поэзия его была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки.
Жанры развивались в творчестве Пушкина в тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы, дружеские письма — школой прозы. В известном смысле, все творчество Пушкина — единое многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба.
Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского письма. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на \"низкие\" и \"высокие\". Это явилось условием решения им важнейшей задачи — синтеза языковых стилей и создания нового национального литературного языка.
Первый период творчества Пушкина (1813 — лето 1817) приходится на время ожесточенной борьбы между сторонниками Карамзина и приверженцами ШицАова. Пушкин-лицеист активно включился в нее на стороне последователей Карамзина. Но одновременно некоторые позиции молодого Пушкина несовместим с поэтикой карамзинистов. В творчестве Пушкина этих лет проявляется интерес к эпическим жанрам и в особенности к сатирической поэме. \"Монах\" (1813), \"Бова\" (1814), \"Тень Баркова\" и \"Тень Фонвизина\" (1815) связаны с сатирической традицией XVIII в. и противоречат сентиментализму карамзинистов. В лирике можно отметить влияние Державина и Дениса Давыдова.
Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как результат творческой незрелости поэта. Однако ученический период был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро поэт достиг совершенства зрелых мастеров. Так, в элегиях и романсах (например, \"Желание\" или \"Певец\") Пушкин выступает как зрелый соперник Жуковского, а в дружеском послании \"Городок\" он равняется с Батюшковым.
Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Его политическая лирика становится выразительницей идей \"Союза благоденствия\". Под непосредственным влиянием Н. Тургенева создаются программные стихотворения: ода \"Вольность\" и \"Деревня\", которые широко расходятся в рукописных копиях. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметны новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде \"Вольность\" решить задачу создания актуальной политической лирики, Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение.
Интересны попытки использовать “малые жанры” и на их основе создать гражданскую поэзию. Пушкин соединяет высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются с мадригалом (\"Плюсковой\", \"Краев чужих неопытный любитель\") и дружеским посланием. Особенно интересно в этом отношении послание \"К Чаадаеву\".
Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы унылой элегии. Жанр этот не встречал сочувствия в кругу декабристов. Строки: \"Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман\" воспринимались как жалоба на \"преждевременную старость души\", разочарование в \"юных забавах\". Достаточно сопоставить с ними элегию Пушкина \"Я пережил свои желанья, /Я разлюбил свои мечты\", чтобы увидеть родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко все меняет. Не случайно она начинается с энергического \"но\".
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и мужества. Вместе с тем фразеологическое клише \"горит желанье\" намекает на то. что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Только с шестого стиха раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Напряженно-любовная фразеология сменяется образом боевого товарищества.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Новаторство это имело свои причины. Идеалом \"Союза благоденствия\" был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась и любовная лирика, расслабляющая и уводящая от сурового героизма.
Однако в целом позиция Пушкина была более сложной..В стихотворении \"Краев чужих неопытный любитель\" Пушкин поставил рядом два высоких идеала. Перед нами одновременно идеал гражданина \"с душою благородной, / Возвышенной и пламенно свободной\" и женщина \"не с хладной красотой, / Но с пламенной, пленительной, живой\". В глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.
Главным созданием этого периода была поэма “Руслан и Людмила”. Поэма имела большой читательский успех. Критики же обнаружили неспособность понять новаторство поэмы. Основной художественный принцип поэмы — контрастное соположение несовместимых жанрово-стилистических отрывков. Результатом этого эксперимета стала ирония, направленная на сам принцип жанровости. Критиков возмущала игривость некоторых сцен, а также соседство этих сцен с героическими и лирическими интонациями. Но уже здесь намечались принципы повествования, которые достигли зрелости в “Евгении Онегине”.
Третий период творчества связан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824). Творчество этих лет шло под знаком романтизма. В “южный период” были написаны поэмы “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, начаты “Цыгане”.
В “южных поэмах” активно присутствует описание жизни народной, экзотического этноса и одновременно характеров, полных дикой силы и энергии. С такой тенденцией были связаны и \"Братья разбойники\', и \"Черная шаль\", и \"Песнь о вещем Олеге\". Носителем протеста был энергичный, сильный духом \"разбойник\" или \"хищник\". Колебание между двумя этими поэтическими идеалами определило своеобразие пушкинского романтизма.
На дальнейшее развитие Пушкина повлияла тесная связь его с кишиневской группой декабристов. Именно в Кишиневе накал его политической лирики достигает высшего напряжения (\"Кинжал\", \"Давыдову\' и др.). Поэзия Пушкина наполняется тираноборческими призывами.
В последние месяцы в Кишиневе и особенно в Одессе Пушкин напряженно думал над опытом европейского революционного движения, перспективами тайных обществ в России и проблемой бонапартизма. Он перечитывал Руссо, Радищева, читал материалы по французской революции. Ближайшим итогом этого были кризисные настроения 1823 года.
Трагические размышления этого периода выразились в элегии \"Демон\", стихотворении \"Свободы сеятель пустынный\" и поэме \"Цыганы\". В этих произведениях в центре оказывалась, с одной стороны, трагедия безнародного романтического бунта, ас другой — слепота и покорность \"мирных народов\". При всем трагизме переживаний Пушкина в 1823 году кризис был плодотворным, так как он обращал мысль поэта к проблеме народности.
Главным итогом творческих поисков 1822—1823 г.г. было начало работы над романом в стихах \"Евгений Онегин\". Работа над этим произведением продлилась более семи лет. \"Евгений Онегин\" стал не только одним из центральных произведений Пушкина, но и важнейшим русским романом XIX в.
Проблема народности включала для Пушкина в середине 1820-х гг. два аспекта. Один касался отражения в литературе народной психики и народных этических представлений, другой —роли народа в истории. Первый повлиял на концепцию \"Евгения Онегина\", второй выразился в \"Борисе Годунове\" .
\"Борис Годунов\" завершал трудные раздумья Пушкина, которые овладели им в Одессе в 1823 г. Поэту не давали покоя перспективы политической борьбы в России, безнародность революционных настроений декабристов и трагическая судьба \"мирных народов\". Сама история перевернула страницу: 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов.
Реакция Пушкина на события на Сенатской площади и на то, что последовало за ними, была двойственной. С одной стороны, остро вспыхнуло чувство солидарности с \"братьями, друзьями, товарищами\". На задний план отступили сомнения и разногласия, мучившие поэта с 1823 года. Чувство общности идеалов продиктовало \"Послание в Сибирь\", \"Арион\", обусловило устойчивость декабристской темы в позднем творчестве Пушкина.
С другой стороны, не менее настойчивым было требование извлечь исторические уроки из поражения декабристов. В феврале 1826 года Пушкин писал Дельвигу: \"Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира\". \"Взгляд Шекспира\" — взгляд исторический и объективный. Пушкин стремится оценить события в свете объективных закономерностей истории.
Интерес к законам истории, историзм сделаются одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияют и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае I нового Петра 1 продиктуют “Стансы” (1826) и определят место темы Петра в дальнейшем творчестве поэта. Нарастающее разочарование в Николае I выразится, наконец, в дневнике 1834 года записью: \"В нем много от прапорщике и немножко от Петра Великого\".
Плодом первого этапа пушкинского историзма явилась \"Полтава\" (1829). Сюжет позволил столкнуть драматический любовный конфликт и одно из решающих событий в истории России. Не только сюжетно, но и стилистически поэма построена на контрасте лирического романтизма и оды. Для Пушкина это было принципиально важно, так как символизировало столкновение эгоистической личности с исторической закономерностью. Современники не поняли пушкинского замысла и упрекали поэму в отсутствии единства.
“Полтава” построена на конфликте романтического эгоизма, воплощенного в поэме в образе Мазепы, и законов истории, \"России молодой\" в лице Петра. Конфликт безоговорочно решен в пользу строителя новой России. Более того, в исторической перспективе не сила страстей и даже не величие личности, а слитность с историческими законами сохраняет имя человека в народной памяти:
Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Забыт Мазепа с давних пор.
Совсем иное дело Петр. В нем воплощено веление Истории, что придает его образу характер героический и поэтический.
В гражданстве-северной державы,
В ее воинственной судьбе.
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.
Хотя в \"Полтаве\" верховное право Истории было торжественно провозглашено, в сознании Пушкина уже зрели коррективы этой идеи. Еще в 1826 году в черновиках 6-й главы \"Евгения Онегина\" мелькнула формула: \"Герой, будь прежде человек\". А в 1830 г. она уже обрела законченность и афористичность формулировки: \"Оставь герою сердце! Что же/ Он будет без него? Тиран...\" В дальнейшем конфликт \"бессердечной\" истории и истории как прогресса гуманности совместится с конфликтом “человек — история”. Этот конфликт прозвучит в творчестве Пушкина и в другом варианте: как человек — стихия.
В конце 1820-х г.г. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился возрастающий интерес к прозе. Проза и поэзия требуют принципиально разного художественного слова. Поэтическое слово — слово с установкой на особое его употребление. Новаторство Карамзина-прозаика состояло в том, что он начал употреблять в прозе поэтическое слово, этим \"возвышая\" прозу до поэзии. После него понятие \"художественной прозы\" отождествлялось с прозой поэтической.
Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем \"простое\", \"голое\" прозаическое слово было перенесено в поэзию. Это был закономерный следующий шаг от перенасыщенного слова \"Евгения Онегина\".
Белинский писал об этом: \"Мы под \"стихами\" разумеем здесь не одни размеренные и заостренные рифмою строчки: стихи бывают и в прозе, так же как и проза бывает в стихах. Так, например, \"Руслан и Людмила\", \"Кавказский пленник\", \"Бахчисарайский фонтан\" Пушкина — настоящие стихи; \"Онегин\", \"Цыганы\", \"Полтава\", \"Борис Годунов\" — уже переход к прозе, а такие поэмы, как \"Моцарт и Сальери\", \"Скупой рыцарь\", \"Русалка\", \"Каменный гость\" — уже чистая, беспримесная проза, где уже совсем нет стихов, хоть эти поэмы писаны и стихами.\".
Время с начала сентября до конца ноября 1830 г. Пушкин провел в Болдине. Здесь он написал две последние главы \"Евгения Онегина\", \"Повести Белкина\", \"Маленькие трагедии\", \"Домик в Коломне\", \"Историю села Горюхина\", \"Сказку о попе и работнике его Балде\" и \"Сказку о медведихе\", ряд стихотворений, критических статей, писем... Период этот вошел в историю русской литературы под названием \"болдинской осени\". Здесь новые принципы пушкинского реализма получили осуществление. При всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода отличаются единством — поисками нового прозаического слова и нового построения характера человека.
Завершение \"Евгения Онегина\" символизирует окончание предшествующего этапа творчества, \"Повести покойного Ивана Петровича Белкина\" — начало нового. Онегинский опыт не был напрасным: от него осталась игра \"чужим словом\", многоликость повествователя, глубокая ирония стиля. Еще в 1822 году Пушкин писал: \"Вопрос, чья проза лучшая в нашей литературе. Ответ — Карамзина\". Новый период русской прозы должен был \"свести счеты\" с предшествующим: Пушкин собрал в \"Повестях Белкина\" как бы сюжетную основу прозы карамзинского периода и, пересказав ее средствами своего новрго слога, отделил психологическую правду от литературной ус-ловностп\'Ън дал образец того, как серьезно и точно литература может говорить о жизни и иронически повествовать о литературе.
Наиболее полным выражением реализма болдинского периода явились так называемые \"маленькие трагедии\". В этом отношении они подводят итог развитию поэта с момента разрыва его с романтизмом. Стремление к исторической конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину достигнуть неслыханной психологической верности характеров.
“Даже у Шекспира его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане. Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность\", — писал Достоевский. В \"маленьких трагедиях\' перед нами исторические конфликты между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в \"Скупом рыцаре\", классицизм и романтизм в \"Моцарте и Сальери\", Ренессанс и средние века в \"Каменном госте\" и Ренессанс и пуританизм в \"Пире во время чумы\".
Один \"ужасный век\" сменяется другим. Человек может застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки. Но также он может встать выше \"железного века\", прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным. Свобода — закон жизни. Растворение в любой безличности и несвободе — окаменение и смерть. Столкновение любых форм окостенения — от камней памятника Командора до догматизма Сальери — с жизнью несет смерть. Но вызов, отчаянный и безнадежный, который жизнь бросает чуме, могильным монументам, мертвящей зависти, — всегда поэтичен.
Зависимость от внешней среды — это лишь обязательный низший уровень человеческой личности. Борьба со средой за духовную свободу — удел высокой личности. \"Моцарт и Сальери\" и \"Каменный гость\" дают столкновение жизни, бьющей через край, с жизнью, окаменевшей и превратившейся в смерть.
В \"Скупом рыцаре\" Барон и Альбер — люди определенных эпох. Барон не лишен адского величия, Альбер — рыцарских добродетелей, но оба они растворены каждый в своей эпохе и оба жестоки, как их среда (\&зан с пребыванием Пушкина в южной ссылке (1820 — 1824).


Страница: [ 1 ]  2