Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, пропо-ведовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихо-творение \"Лицинию\". Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития челове-чества. В этом произведении П пишет: \"Свободой Рим возрос, а рабством погублен\". Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода \"Вольность\" (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга. В 1818 году П пишет стихо-творение \"К Н.Я. Плюсковой\", в котором изложит своё полити-ческое кредо тех лет: \"Свободу лишь учася славить… я не рож-ден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа\". В творчестве юного П-на определяющими являются граж-данские мотивы. Он часто раз-мышляет о России, о её истори-ческой судьбе, о русском наро-де. В 1819 году под впечатле-нием от поездки в Михай-ловское П пишет стихотворение \"Деревня\", которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения \"Деревня\" поэт показывает, как человек разрушает гармонич-ность природы, нарушая её закон - каждый человек рож-дается свободным. Перед ним возникают картины \"рабства тощего\" и \"барства дикого\": Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувствен-ной злодея. Поэтому стихотворение закан-чивается мучительным вопрос-ом: \"Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…\" В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихо-творении \"Свободы сеятель пустынный…\". В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих при-зывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом: Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды… Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабрис-тов и отошел от образной систе-мы их поэтики. Исчерпав её воз-можности, он перестал интере-соваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего \"я\", то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем. Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые про-изошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне пере-живал за своих друзей и поддер-живал их в своих произведе-ниях. В 1827 году он пишет стихотво-рение \"Арион\". В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая убе-регла его от каторги и смерти, ибо он - поэт. Погибли все (\"и кормщик и пловец\"), лишь он, \"таинственный певец, на берег выброшен грозою\" и \"гимны прежние\" поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда. Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философски-ми. Из них исчезает прямая социальная и политическая ок-раска. Стихотворение \"Анчар\" (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который \"послушно в путь потек\" и покорно умер \"у ног непобедимого владыки\", мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: \"Невоз-можно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри\". И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы. Особенно это ярко выражено в стихотворении \"Из Пинде-монти\" (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духов-ная проблематика заключается в размышлениях над темой поли-тической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмыс-ленна в обществе, где отсут-ствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной. Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью \"по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…\". \"Вот счастье! вот права…\" - восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  4. Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» - писал Н. В. Гоголь. И это действительно так. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист...смотреть целиком
  5. ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ
    Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. ...смотреть целиком
  6. Значение лирики Пушкина для развития русской литературы  Новое!
    В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана...смотреть целиком
  7. Любовная лирика Пушкина связанная с образом А. П. Керн
    Внезапное явление красоты, ярко осветившей мрак заточенья, помимо своего непосредственного — биографического— значения для Пушкина явилось стимулом к обобщению всего ранее пережитого душевного опыта, связанного с недавней и еще остро переживавшейся разлукой,...смотреть целиком