«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в
стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми,
историческими событиями).
В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев
романа, дает лирическое отступление, оценку своим героям.
Субъективное заключается в том, что автор впервые в литературе делает себя героем романа. Автор
выступает как объективный повествователь. Нейтральный, он плавно «перетекает» из одного состояния в
другое. Пушкин впервые дает дворянке крестьянское имя Татьяна. Евгений — имя реальное, Онегин —
фамилия литературного персонажа. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству,
типичным представителем которого и является Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего
героя, то есть день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину всего петербургского
общества. Также к дворянскому обществу принадлежит и Татьяна. В лице Татьяны объединились две
тенденции: крестьянская культура и европейская. Именно Татьяна становится «законодательницей зала», она
признается Онегину в любви, но не отказывается от своих традиций. Образ Татьяны в романе становится
воплощением будущего в России. Намеки в образе Татьяны — художественная интуиция поэта. Когда Татьяна
понимает, что влюблена в личность, в которой происходит борьба, ее спасает любовь ее родителей, и сразу же
решается ее судьба — она ведет за собой общество. Любой художественный образ отражает ощущение
действительности. Образ Татьяны свидетельствует о том, что Пушкин чувствовал, что Россия пойдет
собственным путем, не вписываясь в культуру европейских стран. Впервые в русской литературе Пушкин
делает женский образ главным, поэтому он разрушает читательские стереотипы. С одной стороны, автор знает
ее как реальное лицо, с другой — она плод авторского воображения. Поэтому литература и жизнь у Пушкина не
имеет границ. Пушкин пытается воссоздать жизнь такой, какая она есть. Жизненность образа строится на
внутренних противоречиях.