В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства.
Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и
героев неотделим от этих мест, каждому из них уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях. Важна
роль Петербурга и Москвы, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.
В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург – город,
преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского
дворянства. Преобладающие мотивы – новизна, мода, современность:
Вот мой Онегин
Острижен по последней моде.
В кабинете у героя: «янтарь на трубках цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале.»
Петербург – центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация
русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Необходимо обратить внимание на
авторское отношение к западноевропейским веяниям. В романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам,
можно говорить только о мягком юморе:

…Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
… Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…
Можно заметить, что в Петербурге время стремительно бежит, для измерения времени в Петербурге используется «брегет».
Для петербургского дворянства характерны суета, мишурность: “везде поспеть немудрено”. День главного героя Евгения
Онегина - воплощение суеты.
Бывало он еще в постели:
К нему записочки несут,
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
В этом обществе превыше всего честь и общественное мнение, которое создаёт особенный тип поведения.
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!
Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора». Можно противопоставить их как «поэтический» и
«прозаический» образы Петербурга, на примере фрагментов, посвященных театру:
«Петербург Пушкина»:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил…
…Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись…
Сейчас же:
…Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
… Иль взор унылый не найдет
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать?
Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа. Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу
звучат острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого» света. В то же время показаны (или, по крайней
мере, упомянуты) весьма достойные представители великосветского дворянства (например П.А.Вяземский). заметной фигурой в
аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествовате

Похожие сочинения

  1. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  2. Образ Онегина — «лишнего человека» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых...смотреть целиком
  3. В сторону Онегина
    Движение пушкинского романа в стихах сквозь русскую, а теперь уже и мировуюкультуру совершается в широком спектре интерпретаций. Они приводят к обретению,приращению, сдвигам и утратам смысла. Эти сложные последствия объясняются тем,что поэтические тексты,...смотреть целиком
  4. Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, — — так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве...смотреть целиком
  5. Образы и характеристика Онегина и Ленского
    Всесторонне познакомив читателя с Евгением Онегиным, Пушкин вводит в действие романа второго главного героя — Владимира Ленского и тут же дает обоим точную характеристику: * Они сошлись. * Волна и камень, * Стихи и проза, лед и пламень ...смотреть целиком
  6. Сочинение на материале седьмой главы романа «Евгений Онегин»
    Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татары, французы или немцы, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву. "Сердце" и "судьба" — это...смотреть целиком
  7. "Автор и герои в романе А.С. Пушкина."
    Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе 27 значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Так становятся понятными его представления о жизни...смотреть целиком