Страница: [ 1 ]  2  

Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе 27

значительных по объему и около 50 малых. В них автор отступает от сюжетной линии и раскрывает свое отношение к тому, о чем он пишет. Так становятся понятными его представления о жизни светского общества, о позиции «лишнего человека», о литературной борьбе и культурной жизни дворянства России начала XIX века, а

следовательно, раскрывается в какой-то степени мир Пушкина, образ автора, человека и гражданина. Познакомившись с Онегиным, Пушкин отмечает, что многие общие черты сблизили их: «Страстей игру мы знали оба, томила жизнь обоих нас, в обоих сердца жар угас...». «Условий света свергнув бремя», автор, как и его герой, «отстав от суеты», «не может в душе не презирать людей» света, мучается воспоминаниями о невозвратной молодости, светлой и беспечной. Пушкину импонируют «резкий, охлажденный ум» Онегина, его разочарование в светском образе жизни и «святое недовольство собой», злость «мрачных эпиграмм».Но поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина.

Если Онегин только хандрит, то Пушкин мечтает о свободе: «Придет ли час моей свободы...Когда ж начну я вольный бег?». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью» «для звуков жизни не щадить». В противоположность Онегину, Пушкин мечтает уехать не только от скуки, он мечтает увидеть Африку, родину своих предков по материнской линии, но при этом добавляет, что будет «вздыхать по сумрачной России, где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил».И читатель понимает огромную силу чувства поэта к России. Пушкин также страстно любит и Москву, но не холодный и официальный Петербург. «Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!». С глубокой гордостью за свой народ и его историю вспоминает Пушкин события 1812 года, когда Наполеон ждал ключей от Москвы: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной

головою...»Читая роман, мы постепенно постигаем отношение Пушкина к дворянскому классу, к которому он и сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. Он с насмешкой относится к дворянам Москвы, к неизменности их быта и привычек,

сочувствует Татьяне, живущей среди поместного дворянства, крайне далекого от общественных проблем, состоящего в основном из «владельцев нищих мужиков».Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с «общественным мнением», которое может осудить Татьяну за письмо к Онегину. И тогда перед читателями предстает человек, умеющий быть выше привычных представлений, высоко ценящий естественность и непосредственность выражения чувств своей героини. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами и свой идеал женщины: «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и

своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным.». Все эти качества Пушкин видит в созданной им героине. Поэтому признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться, так как в нем «безумный сердца разговор, и увлекательный, и вредный». Многие строфы романа раскрывают перед читателем биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Таково начало 8-ой главы, где Пушкин повествует о том, какие облики принимала его муза под влиянием жизненных обстоятельств: то в лицее, то в Петербурге, то в Молдавии и на Кавказе, то в уездной глуши. Свое отношение к классицизму и романтизму поэт выражает, говоря:»всегда восторженный герой готов был жертвовать собой... всегда наказан был порок, добру достойный был венок»,» лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». После отповеди этим устаревшим направлениям Пушкин признается, что отдает предпочтение реализму и «смиренной прозе». Многие замечания поэта, целые строфы романа посвящены культурной жизни России начала XIX века. Так, театр Пушкин называет «волшебным краем» и перечисляет заслуги драматургов, авторов, балетмейстеров, сыгравших огромную роль в развитии русского

театра, формировавшего тогда в значительной степени взгляды и вкусы дворянской молодежи. Мы узнаем, что поэт был завзятым театралом: «...там под сению кулис младые дни мои неслись».Переводя письмо Татьяны с французского на русский, Пушкин вскользь замечает, что «доныне дамская любовь не изъяснялася по-русски», что трудно представить себе даму, читающую по-русски, тем более журнал «Благонамеренный», так как в устах русских дам «язык чужой не обратился ли в родной?»Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин пишет: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли

ей всечасно, что обманула нас она». Заканчивая роман, Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого он любил в юности, кому остался верен всем сердцем:»Но те, которым в дружной встрече я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече,..». Большая горечь звучит в словах поэта, когда он говорит о трудностях и сложностях жизни того, кто дочел роман жизни до конца и изменился не в лучшую сторону. Мы видим Пушкина веселым, жизнерадостным светским молодым человеком, когда он делится с нами своими восторгами по поводу балерин театра(«Мои богини, где вы, что вы...»), когда он восхищается красотой женских ножек («Я помню море пред грозою...»), когда озорно

признается: «Я балы б до сих пор любил».Образ автора складывается у читателя и под влиянием того тона и чувства, с каким говорит Пушкин о своих героях, о событиях, о размышлениях, об образе жизни своих современников, даже о моде, «красоте ногтей», дорогах. В романе раскрывается «вся любовь, вся душа Пушкина, гениального поэта, мудрого и оптимистичного философа, доброго и истинно русского человека». Пейзаж в

романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»Когда-то Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в

этом нам помогает природа, она дает духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. На широком фоне русских картин жизни показана

драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не

бесчувственный образ, он имеет свой символ, свой смысл. Он пишет: "Иные нужны мне картины, люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор..." Перед Пушкиным - жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах- "Евгения Онегина" дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора.

"Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!" Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С любовью лечь к ее ногам».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  2. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  3. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  4. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин".
    В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю...смотреть целиком
  5. Сестры Ларины в романе «Евгений Онегин»
    Полной противоположностью Татьяне является её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности,...смотреть целиком
  6. Анализ эпизода сон Онегина в романе Пушкина
    При всей кажущейся изученности художественной структуры романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" совершенно "упущенным" в литературоведческих исследованиях является, на наш взгляд, эпизод сна Онегина. Между тем этот эпизод играет...смотреть целиком
  7. Образ Ольги в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Ольга — одна из главных героинь романа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах романа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, романтического Ленского. Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят;...смотреть целиком