Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево.
Пифагор

Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.
Отечественная война 1812 года показала, что русский народ – великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ победитель, народ герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу на фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.
В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая – преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.
Другая же – молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.
Но наша задача – описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором «не вспыхнет мысли в целые сутки» и «везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы». Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.

Мы все учились понемногу
Чему нибудь и как нибудь.


Так, воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

На самом же деле образования в обществе не требуется вовсе, а для того чтобы блеснуть воспитанием, необходимо всего лишь знать французский и уметь «кланяться непринужденно» и танцевать, а также «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре».
Приобретая эти умения, человек становится своим среди подобнфых людей. Здесь он учится злословить, лицемерить и распускать сплетни.
В среде столичных дворян нет дружбы и любви, они полностью поглощены собой. Дворяне по своей природе космополиты, люди без родины, они увлекаются всем иностранным, говорят «на смеси французского с нижегородским», не зная до конца родного языка, для них нет понятия Родины и патриотизма.
Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегину так быстро наскучило это общество, почему он отвернулся от всех его прелестей, поняв его суть.
Но и поместное дворянство не обрадовало героя. Если столичное дворянство с его пороками было сливками всего русского общества, то о провинциальных помещиках, живших в изоляции от всего мира, невозможно было сказать даже пары добрых слов.
Жизнь этих людей была настолько скучна, однообразна и лишена смысла, что Онегину даже не хотелось с ними видеться. Характерный пример провинциального помещика – дядя Онегина, сорок лет давивший мух и бранившийся с ключницей. Сорок лет «растительного» образа жизни этого человека обеспечивал труд крепостных крестьян.
Другой помещик – Дмитрий Ларин, жизнь которого «катится спокойно». Все управление поместьем взяла на себя его бойкая жена, а Ларину остается только ежедневно дожидаться вечера, когда к ним собираются друзья, чтобы «и потужить, и позлословить, //И посмеяться кой о чем».
Пушкин очень хорошо характеризует провинциальных помещиков, давая им меткие фамилии: Петушков, Буянов, Скотинины, Пустяков. Они говорят об этих людях так много, что продолжения характеристики не требуется.
Итак, в своем романе Пушкин срывает маски с представителей высшего света и помещиков и показывает паразитическое общество того времени.

Похожие сочинения

  1. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  2. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  3. Вместо "Онегина"
    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...смотреть целиком
  4. Сопоставление образов Онегина с Ленским
    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...смотреть целиком
  5. Развернутые планы сочинений к роману
    Лирические отступления и их место в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе....смотреть целиком
  6. Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной»
    В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого...смотреть целиком
  7. Как правильно читать роман «Евгений Онегин»
    Работа с книгой (чтение, наблюдение, записи и т. д.) трудоемка и требует полной сосредоточенности, умения удерживать свое внимание: ни о чем другом не думать, не отвлекаться посторонними занятиями или разговорами. Наше внимание всегда подвижно. Даже...смотреть целиком