Страница: [ 1 ]  2  

Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем литературное произведение как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автор произведенияа о гибели «юного поэта» заставляют более внимательно рассмотреть шестую главу литературное произведение. В связи с этим возникает два вопроса: во-первых, в чём причина столь отравного и порой необъяснимого поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее и, во-вторых, Почему герой произведения литературное произведение, личность независимая и даже дерзкая, признает навязанное ему Зарецким поведение, теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?

Дуэль — это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в литературное произведениее исполняет Зарецкий, в дуэлях классик и педант», и, как видно из литературное произведениеа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательной игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он . опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует.

Вместо этого он «встал без объяснений... Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется появившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены.
Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого, Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.

Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе.

Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый — потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, .второй —чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том. Что автор произведения хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции.
Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?

Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит.

«Убив на поединке друга», Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.

В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:

Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска...

По мнению Белинского, Онегин - богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям. Недаром Белинский назвал Онегина «эгоситом поневоле»: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно. Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека - своего мужа:

Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? «... Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, литературное произведение без конца», - так оченил Онегина и «поэму» о нем великий критик Белинский.

Историю жизни «лишнего человека», человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина - Михаил Юрьевич Лермонтов, создав литературное произведение «Герой произведения нашего времени». Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально - филосовский и психологический литературное произведение в прозе. Как и в стихотворении «Дума», автор произведения пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его - ответ на этот вопрос. В предисловии, к литературное произведениеу автор произведения писал: «Это точно портрет, но портрет, составленный из пороков всего поколения». Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов в литературное произведениее выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности «блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».
Лермонтов глубоко и всесторонне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем литературное произведениеа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его «герои». Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. «Черной страницей в истории России» назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, «... то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости».

Противоречия между высоким сознанием дворянского интеллигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям «Думы», прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию - презренные рабы

«Дума» - поэтическое выражение проблем и мыслей литературное произведениеа «Герой произведения нашего времени».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Объяснение Онегина с Татьяной в саду
    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина .) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...смотреть целиком
  2. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
    Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее — наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина,...смотреть целиком
  3. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  4. Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин)  Новое!
    Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е - 20-е годы XIX века. Другой...смотреть целиком
  5. Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны....смотреть целиком
  6. В чем же причина того что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически
    Онегин и Татьяна, главные герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», связаны между собой историей любви. Каждый из них проходит эволюцию в течение всего романа, внутренне изменяется. В начале произведения мы можем узнать, что Евгений Онегин – типичный...смотреть целиком
  7. «Татьяна — существо исключительное натура глубокая любящая страстная»
    В романе особенно привлекает образ Татьяны, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это одна из лучших героинь в русской литературе, в которой А.С. Пушкин «поэтически воспроизвел русскую женщину…». Поэт...смотреть целиком