Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 — 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века. Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скучающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». «Евгений Онегин» лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными.

Действие романа начинается весной 1820 года в Петербурге. Мы знакомимся с автором и Евгением Онегиным — главным героем романа, с помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных», типичном молодом человеке того времени, представителе дворянской интеллигенции. Онегин, узнав, что дядя при смерти, покидает Петербург и едет к нему в деревню, но дядю «нашел уж на столе».

Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.
Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил…

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно…

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.
Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин — это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой — он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению.

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность — сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

Во второй главе герой — сельский житель. В ту же пору в свою деревню «помещик новый прискакал» — Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся по принципу несовпадения характеров, мироощущений:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Онегин и Ленский много времени проводят вместе, но вечерами Владимир уезжает к Лариным, куда и приглашает друга, где Онегин знакомится с Татьяной. Она сразу понимает: он тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, где признается в своем чувстве. Происходит завязка первой сюжетной линии — любовной.
Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства» семейного счастья, не хочет делать ее несчастной, а также советует: «Учитесь властвовать собой; не всякий вас, как я, поймет». Так начинается IV глава, в которой происходит развитие действия, где автор описывает взаимоотношения Ленского и Ольги, а также творчество молодого поэта.

Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: сидят в саду, «гуляют утренней порой». Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи в альбом, «его перо любовью дышит».

Проходит время и наступает пора крещенских вечеров, когда «служанки со всего двора про барышень своих гадали». Татьяна же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Той ночью Татьяна собиралась ворожить, но ей стало страшно, и она ложится спать, «и снится чудный сон Татьяне»: она идет по снеговой поляне, доходит до ручья, ей страшно перейти, вдруг из сугроба появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей и следует за ней, затем уносит ее в «шалаш убогой».

Очнувшись, Ларина видит в щель «чудовищ разных за столом». Во главе сидит Онегин, кладет Татьяну на шаткую скамью, вдруг входят Ольга с Ленским. Друзья спорят, «хватает длинный нож» Евгений, «вмиг повержен Ленский». Татьяна просыпается. Так она во сне увидела не только пародию на гостей, которые будут присутствовать у нее на именинах, но и увидела предсказание скорой гибели Ленского от руки Онегина. Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, но дом полон гостей, съехавшихся на ее именины. Прибыл и Онегин, поддавшись уговорам Ленского, но «девы томной заметя трепетный порыв», решил он другу отомстить —весь вечер ухаживал за Ольгой. Ленский ускакал домой и отправил Зарецкого к Онегину с вызовом на дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть — развязка линии дружбы.

Тяжело переживая смерть друга, Онегин отправляется в путешествие, описанное в IX главе, не включенной в роман по настоянию цензоров.
Проходит некоторое время, и Ольга выходит замуж за проезжего улана и уезжает из родной деревни. Татьяна же, оставшись одна, бродит по окрестностям и, в конце концов, попадает в дом Онегина. Она осматривает его жилище, читает книги с его пометами и постепенно понимает сущность своего возлюбленного. Он открывается ей в истинном свете. Ведь он играл роль разочарованного героя. В это время в доме Лариных собрались соседи и решают, что делать с Татьяной. Все дружно приходят к выводу, что надо ей в Москву. Узнав о своем скором отъезде, героиня прощается с родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню и ее пейзажи. Итак, Ларины едут в Москву. Татьяне все непривычно, ее душа рвется в деревню, но ее выдают замуж, и она покоряется своей судьбе. Конец VII главы посвящен Москве и описанию жизни московского общества.