Страница: [ 1 ]  2  

Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. В первой главе Пушкин иронизирует над его «ученостью», глубиной его экономических познаний, прямо говорит о том, как Онегин цинично приготовлялся «денег ради, на вздохи, скуку и обман», и т. д. и т. д.

Этот тон сохраняется почти до конца романа. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… Приведя в восьмой главе (строфа VIII) резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивая его пылкую и неосторожную душу, его ум, его отличие от окружающей «посредственности», и почти отождествляет его с собой, когда говорит: «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она», и т. д.

Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма: Онегин не «положительный герой», но и не «отрицательный герой». В то же время это заставляет читателя активнее, без подсказки автора - и поэтому внимательнее и глубже,- самому разбираться в характере героя романа и в оценке его действий. Наконец, нужно иметь в виду и то, что характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий, рассказываемых Пушкиным в романе, в нем происходят значительные изменения, и в восьмой, последней главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в первых шести главах. Подробно об этом будет сказано дальше. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков (вроде того дяди, который в первой главе романа оставляет ему богатое наследство). Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, он не умел и не хотел трудиться. Пушкин подчеркивает это, прямо говоря о своем герое, что «труд упорный ему был тошен…».

Поэт подробно рассказывает в первой главе о пустой, бездельной, бессодержательной жизни этого умного и в основе своей благородного юноши в Петербурге встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживание за женщинами, о такой же бездельной и пустой жизни его в деревне (в четвертой главе) купание, прогулки на коне и пешком, поцелуи крепостных девушек, чтение «плохого журнала»; никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, сильно облегчил положение своих крепостных - заменил легким оброком ярмо барщины, но и это недолго его занимало, да и занялся этим Онегин, как говорит Пушкин, только от безделья - «чтоб только время проводить».

Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Он рос без матери; отец, легкомысленный петербургский барин-чиновник , видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам и гувернанткам («мадам и мосье»). Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка побранивали за шалости. Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития. Встретившись на месте дуэли с секундантом Ленского Зарецким (в молодости бывшим карточным шулером, «картежной шайки атаманом»), Онегин без стеснения вслух намекает на его позорное прошлое,- он представляет ему в качестве секунданта своего слугу француза, прибавляя при этом:

* «Хоть человек он неизвестный, Но уж конечно малый честный». Зарецкий губу закусил.
* Противоречия в характере Онегина, сочетание в нем безусловно положительных черт с резко отрицательными обнаруживаются на протяжении всего романа.

Онегин - человек очень умный, тонкий и наблюдательный. Увидев в первый раз мельком Татьяну, не поговорив еще с ней, не слыша даже ее голоса, он тем не менее сразу почувствовал в ней поэтическую душу: он сам, если бы был поэтом, «выбрал бы другую», то есть не Ольгу, а Татьяну. О его уме говорит и Татьяна, даже тогда, когда она в своей последней горькой отповеди осыпает его жестокими (и не всегда справедливыми, как увидим дальше) упреками:

* «Как с вашим сердцем и умом
* Быть чувства мелкого рабом?»

Онегин, получив самое поверхностное образование, на протяжении романа дважды старается расширить и пополнить его. Из первой главы мы узнаем, что он много читал. Второй раз он снова принимается за систематическое чтение в последней главе романа. Здесь Пушкин перечисляет и некоторые из книг, прочитанных Онегиным, и мы узнаем, что это не только художественная литература - романы Сталь, Манзони, афоризмы Шамфора. Русские альманахи и журналы,- но и философские сочинения Руссо, Бейля (у Пушкина он назван Белем), исторические и историко-литературные работы Гиббона, Гер-дера, книги по астрономии (Фонтенель), по физиологии и медицине (Биша, Тиссо). Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем тогдашнем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным. В дружбе с Ленским в Онегине снова обнаруживаются скрытые под корой холодного эгоизма и равнодушия возможности правильных, доброжелательных отношений к людям.

Онегин и по взглядам и по требованиям к жизни стоит несравненно выше не только своих деревенских соседей-помещиков, но и представителей петербургского высшего света. Мы видим уже в первой главе романа, что Онегина недолго удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь, которую считали нормальной его светские знакомые. Им овладела тоска, хандра:



* Он застрелиться, слава богу,
* Попробовать не захотел,
* Но к жизни вовсе охладел,
* Как сыч, угрюмый, томный
* В гостиных появлялся он…

Однако у Онегина не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других заставляет Онегина постоянно причинять зло людям, с которыми сталкивает его судьба. Получив любовное письмо от Татьяны, он, не будучи в состоянии разделить ее чувство, правильно и честно решает прямо сказать ей об этом, чтобы сразу убить в ней всякие надежды и тем самым помочь ей освободиться от этой ненужной и безнадежной любви. И вот во время этой тяжелой для Татьяны исповеди Онегин все же не может удержаться от привычного для него с юных лет «кокетства» в обращении с женщинами. Он говорит:

* «Мечтам и годам нет возврата;
* Не обновлю души моей…
* Я вас люблю любовью брата
* И, может быть, еще нежней».

Этот намек на возможность ответного чувства с его стороны, конечно, должен был вселить какие-то надежды в душу бедной Татьяны. События быстро движутся к трагической развязке, а Онегин продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив через Зарецкого вызов Ленского на дуэль, Онегин, не раздумывая, принимает вызов, хотя и знает прекрасно, что для дуэли нет никаких серьезных причин. Как умный человек, он хорошо понимает свою неправоту:

* …В разборе строгом,
* На тайный суд себя призвав,
* Он обвинял себя во многом:
* Во-первых, он уж был неправ,
* Что над любовью робкой, нежной
* Так подшутил вечор небрежно.
Он понимает, что еще не поздно все поправить, но он боится сплетен соседей-помещиков, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    Правдивость — одно из основных качеств романа “Евгений Онегин”. В нем А.С. Пушкин отобразил действительность XIX века: привычки людей, их поступки, само светское общество. Именно поэтому “Евгений Онегин” является бесценным произведением в историческом...смотреть целиком
  2. "Я так люблю Татьяну милую мою!.." (1)
    Татьяна, милая Татьяна... ...я так люблю Татьяну милую мою!.. За то... что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте. За то... что любит без искусства, Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что...смотреть целиком
  3. Художественные особенности романа А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтиче­ский образ эпохи XIX века. В. Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией...смотреть целиком
  4. Картины русской природы в романе «Евгений Онегин»
    Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето - глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень - глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима - глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна - глава 7, строфы 1-3. Грустная...смотреть целиком
  5. Композиция художественного произведения «Евгений Онегин»  Новое!
    «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (конец «без конца»), представляет собой «целостный, замкнутый и законченный в себе художественный организм». Художественное своеобразие романа, его новаторский...смотреть целиком
  6. Идеал свободного и независимого образа в романе «Евгений Онегин»   Новое!
    В романе «Евгений Онегин» Пушкин развивает несколько сюжетных линий, которые проходят на фоне жизни России начала 19 в, в которой читателю благодаря искусству автора, все ясно, понятно и узнаваемо. Знаменитый критик XIX в В. Г. Белинский назвал роман...смотреть целиком
  7. Итак она звалась Татьяна
    В Евгении Онегине отражена не только жизнь дворянского общества, но и душа, ҹувства, мысли самого Пушкина о себе. Они выражены не только в отступлениях, столь живо сопрягающихся с содержанием романа, но и в созданных поэтом образах. Татьяна...смотреть целиком