В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека — Евгения Онегина.

Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — хандру. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство -— любовь — не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Очень знаменателен сон Татьяны перед праздником дня ее рождения.

Но вот в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Как видите, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну. «Он сердце Тани оживил», а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает .Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины», характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным,

Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры Татьяна выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем ».

Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны «идеальным» положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, через несколько глав мы узнаем о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин скажет: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя. Мы все глядим в Наполеоны...». Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одна из причин того, что Онегину надоела дружба, — его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, — нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) «от делать нечего друзья». Это так и было: им обоим действительно было нечего делать — Онегину из-за его скуки и хандры, а Ленскому из-за его неопытности и наивности, он не знал настоящей жизни, он не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин были старше Ленского, неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью — он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору «надоел... безмерно». Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: «Я выбрал бы другую, когда бы был как ты, поэт...».

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую «другую», и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентиментальных книг). А что же Онегин? Он уверен, что «не создан для блаженства», это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют — они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Как видите, именины Татьяны это своеобразный нервный узел произведения, где сон — мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина — завязка дуэли, а сомнения Татьяны — предтеча любви.

Похожие сочинения

  1. Образ Онегина в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....смотреть целиком
  2. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  3. Объяснение Онегина с Татьяной в саду
    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина .) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...смотреть целиком
  4. "Евгений Онегин" - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение"
    "Евгений Онегин"-реалистический роман в стихах, так как . в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития....смотреть целиком
  5. Развернутые планы сочинений к роману
    Лирические отступления и их место в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе....смотреть целиком
  6. История двух писем и двух свиданий в романе "Евгений Онегин"
    Роман Александра Сергеевича Пушкина называют энциклопедией русской жизни. Действительно, в этом произведении удивительно полно отражена русская действительность. Это роман и социальный, и психологический, и исторический…И, несомненно, это роман о любви....смотреть целиком
  7. Тематика лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»
    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, — «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим,...смотреть целиком