В. Г. Белинский писал о романе Пушкина «Евгений Онегин»: «Прежде всего, в «Онегине» мы видим поэтически
воспроизведенную картину русского общества… в том виде, в котором оно находилось в избранную им эпоху, то есть в
двадцатых годах текущего столетия».
Как «Онегин» Пушкина, так и «Мертвые души» Гоголя, позволяют оказаться как бы внутри той жизни. Мы имеем возможность
почувствовать себя участниками тех событий и жизни поместного дворянства времени Пушкина и Гоголя. Отношение Пушкина к
обитателям помещичьих усадеб неоднозначно. В описании патриархального быта и морали провинциального дворянства звучит
насмешливая интонация. В «Онегине» ясно прослеживается отрицательное, осуждающее отношение Пушкина к крепостническим
отношениям. Не случайно среди гостей Лариных оказывается многочисленное семейство помещиков Скотининых. Отношение к
поместному дворянству смягчено их более деятельным образом жизни. Они сами ведут хозяйство. Отличаются от столичных
дворян большей простотой, естественностью и терпимостью в отношениях. На балу у Лариных представлена целая галерея ярких
образов местных помещиков. Жизнь их в помещичьей усадьбе близка к природе, к традициям и обычаям русского народа. В
эпоху написания романа жизнь большей части населения страны проходила именно в границах помещичьих усадеб.
По мнению Пушкина, близость к культуре и жизни народа, страны является основой нравственных идеалов, глубины и
богатства общества тоже определяется её близостью к народной жизни. Культура, оторванная от национальной истории, пуста.
В деревне жизнь течет неторопливо и без суеты, немного сонно, но не однообразно. Семья Лариных, с разными по характеру
дочерьми, Ольгой и Татьяной, с матерью, бесконечно хлопочущей по хозяйству, с гостями: романтическим Ленским, Зарецким –
буяном, картежной шайки атаманом. Это семейство является типичным и ярким образом провинциальной дворянской семьи.
Прекрасный образ няни Татьяны делает картину деревенской жизни более глубокой, показывает источник цельного и глубокого
характера Татьяны. Этим источником является русский народ.
Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет
низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на
себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту,
развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой
хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий и грубый искатель и
преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель.
Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию
души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством,
землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь
показывает через «родством» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я
тоже Собакевич!» - заявляет «каждый предмет» в доме этого героя.
Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и
государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это
общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», - сокрушается писатель.
Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя.
«Русь, куда же несешься ты?» - обращается Гоголь к «птице – тройке» - русской душе, символу национального характера,
которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая
преображенную «птицу – тройку», летящую без преград.
В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал
роман «энциклопедией русской жизни».
Поэма «Мёртвые души» - вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина.
«Мертвые души» - это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века.
В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства.
Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова?
Как предсказал сам Пушкин:
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…
Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела
расходы, брила лбы…»
Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком».
Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.

Похожие сочинения

  1. Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»
    Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно...смотреть целиком
  2. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин".
    В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю...смотреть целиком
  3. “Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни”
    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской...смотреть целиком
  4. Ольга и Татьяна в романе «Евгений Онегин».
    Она была девушкой, она была влюблена. Мальфилатр. Ольга и Татьяна – две сестры Ларины с разными характерами. Татьяна «дика, печальна, молчалива». Ольга, напротив, «всегда, как утро весела». Портрет Ольги очень мил и, по словам автора, такой можно...смотреть целиком
  5. Любовь Ленского к Ольге
    В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает немаловажное место тема дружбы и любви. Уже в первой главе автор говорит, что Онегину «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм,...смотреть целиком
  6. Объяснение Онегина с Татьяной в саду (Анализ эпизода 4 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    Четвертая глава романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» была начата в 1824 году, а закончена 6 января 1826 года. Перефразируя высказывание литературоведа Г.О. Винокура, можно сказать, что эта глава – «отчетливо ощущаемая структурная единица романа». Сцена...смотреть целиком
  7. Характер Татьяны как представительницы русской женщины
    Главное здесь, это объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение - понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира. Но разрушенная надежда не погасила...смотреть целиком