Пушкин и Гоголь – великие русские писатели 19 века. Заметное место в их творчестве занимает изображение быта высшего
слоя общества. И Пушкин, И Гоголь, каждый из показывает его по-своему. Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает
центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по
охвату тем, характеров, картин, мест. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство
мыслей В.Г.Белинский назвал его"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать
жизнь России в 10-20 годах 19 века. Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного
революционного движения, абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Поэт дал нам яркие
картины провинциального дворянства. Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует
его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея обра!
зов и типов. Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее,
чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, имеют дело в руках. Ведь
у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже немало. Но
все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских
прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот
помещики,
которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных
интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень- вот характерные черты многих из них. В них
много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Лариной сама
"служанок била осердясь". Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к
Онегину, когда

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а его ославили, как "опаснейшего чудака". С другой стороны, в этих
людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций. поместное
дворянство видится в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира,
пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее. Пушкин открыто смеется или
иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы.
Несомненно, в этом своем романе он является продолжателем сатиры Фонвизина так же, как и Грибоедова. И темы, и ситуация
у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней
России. Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы
невозможен"Герой нашего времени" та!
к же, как без "Онегина" и "Горя от ума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской
действительности, исполненное такой глубины и истины. Гоголь находил, что сюжет , подсказанный Пушкиным,
хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных
характеров. В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия,
раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь
решительных выводов. Однообразный круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость
провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание. В образе обходительного,
сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Ум хозяина занят пустой, несбыточной
мечтой. Недаром утвердилось выражение «маниловские мечтания» в смысле бесполезн!
ых, безжизненных фантазий. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов- «старший брат» Обломова, в
котором эта помещичья лень достигла крайней степени. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до
России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и
настоящих чувств. Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на
оброк и заработки. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за
обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика. С такими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести
страну из экономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше, чем Плюшкин. Под стать собственнической натуре
Собакевича и «дубиноголовая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души».
Ограниченность и тупоумие довершают характер

Похожие сочинения

  1. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  2. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  3. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  4. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...смотреть целиком
  5. "Лишний человек" Онегин
    Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца...смотреть целиком
  6. Сестры Ларины в романе «Евгений Онегин»
    Полной противоположностью Татьяне является её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности,...смотреть целиком
  7. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первый реалистический роман в русской литературе  Новое!
    «Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором пред­ставлена широкая, исторически достоверная картина русской жизни начала XIX в. Поэт нарисовал различные типы людей, характеры, обусловленные социальной средой и временем. До него писатели не видели...смотреть целиком