Работа с книгой (чтение, наблюдение, записи и т. д.) трудоемка и требует полной сосредоточенности, умения удерживать свое внимание: ни о чем другом не думать, не отвлекаться посторонними занятиями или разговорами. Наше внимание всегда подвижно. Даже при чтении оно обращено на движение мысли автора, поддерживается интересом к судьбам героев, к их поступкам и характерам. Развитие сюжета, смена событий, становление характера может быть быстрым, ярким, неожиданным (например, в произведениях приключенческих или фантастических). Тогда внимание читателя возникает и удерживается как бы само собой (послепроизвольное внимание). А при ослабленном сюжете, замедленно протекающих или малочисленных событиях, тем более при чтении научно-критической литературы внимание неподготовленного, неумелого читателя рассеивается, т. е. легко отвлекается на посторонние шумы, на собственные мысли…

Рассеянное внимание возникает также из-за привычки «глотать» книгу - читать, пропуская все «неинтересное»: пейзажные картины, исторические отступления, авторские рассуждения и т. п. Наконец, внимание рассеивается и у всех, кто лишен воображения, т. е. умения воссоздать образную картину о прочитанном, встать рядом с автором и его персонажами. Во всех подобных случаях необходимо собирать и удерживать внимание на своей воле (произвольное внимание).

Первое условие развития произвольного внимания - четкая формулировка для себя цели чтения. Она может быть общей, перспективной (далекой): удовлетворить жажду познания, познакомиться со специальностью или усовершенствоваться в ней, узнать больше о прошлом или разобраться в проблемах сегодняшней жизни, удовлетворить свои эстетические запросы (интерес к театру, кино, живописи, музыке и т.д.). Цель чтения может быть узкопрактической, ближней: найти доказательства мысли (тезисы), получить справку по интересующему вопросу, узнать чье-либо мнение (чтобы оспорить или согласиться), добыть сведения для характеристики литературных персонажей, явлений, событий и т. д.

Определяя для себя цель чтения, вы сосредоточиваете свое внимание на том, что в действительности вам нужно, важно, интересно, и тем самым убеждаете себя в необходимости знаний, которые получаете, работая с книгой.

Второе условие. Внимание в процессе чтения связано с активной работой мысли. Поэтому нужно, чтобы каждое слово, предложение, абзац были полно и точно поняты (и по значению слов, и по содержанию мысли). Когда же при чтении встречаются трудности в понимании текста, нужно сначала попробовать преодолеть их своими силами. В лекции «О государстве», прочитанной в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, В. И. Ленин говорил слушателям: «Только тогда, если вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу,- только тогда вы можете считать себя достаточно твердым в своих убеждениях и достаточно успешно, отстаивать их перед кем угодно и когда угодно».

Третье условие. Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.

Четвертое условие. В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать:

а) определите цель чтения (и цель наблюдения при чтении);

б) читая, попробуйте поставить себя на место кого-либо из

персонажей художественного произведения;

в) обдумайте, все ли вам ясно в прочитанном; если текст не понят, прочтите его еще и еще раз;

г) сделайте необходимые (в соответствии с целью чтения и наблюдения) выписки, записи;

д) скажите себе, что нового вы узнали из прочитанного, чему

научились.

Пятое условие. Чтение - труд не только умственный, но и физический, требующий соблюдения определенных гигиенических правил: . .

1) Для работы с книгой более предпочтительны утренние или дневные часы, во всяком случае - не вечерние; тем более - не ночные. Лучше всего в режиме дня закрепить для чтения определенное время и, по возможности, соблюдать его, проявляя настойчивость, усидчивость и упорство.

2) Работа с книгой требует относительной тишины - без громких разговоров, без включения радио, телевизора, магнитофона. Привычные же, не отвлекающие от работы шумы (уличный шум, ходьба в доме и т. п.) даже помогают сосредоточиться, так как заставляют, напрягать внимание.

3) Оптимальный рабочий режим: через каждые час-полтора делается перерыв на 10-15 минут для пассивного (лежание, прогулка) или активного (смена деятельности) отдыха. Но здесь каждый решает индивидуально.

4) Не следует читать лежа или за едой; во время чтения нельзя делать лишние движения (потягивание, болтание ногой и т. п.).

5) Рабочее место, обстановка, условия работы, по возможности, должны быть привычными, постоянными, располагающими к труду. Проследите за правильностью освещения рабочего места (источник света - слева сверху) и чистотой воздуха в помещении.

Разумеется, правила эти лишь ориентиры, которые применяются с учетом ваших возможностей, конкретной обстановки и индивидуальных особенностей.

И самое последнее условие развития внимания: обогащайте ваш жизненный опыт общением с товарищами по школе и с другими людьми. Проявлять неподдельный интерес к собеседнику - значит сосредоточить свое внимание на человеке, с которым ты учишься, работаешь, встречаешься, и тем самым отвлечься от себя, от собственных мыслей, что, в свою очередь, как раз развивает произвольное внимание.

Похожие сочинения

  1. Отношения Онегина и Татьяны романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев — Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна. Определяющим...смотреть целиком
  2. Образы сестер Лариных в романе «Евгений Онегин»
    В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна – любимая героиня Пушкина, его «милый идеал» («…я так люблю Татьяну...смотреть целиком
  3. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в «Евгении Онегине»
    В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас литературное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано...смотреть целиком
  4. Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»
    Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно...смотреть целиком
  5. Чацкий, Онегин, Печорин
    И в мире был он одинок... Д. Байрон Как стремителен бег времени! ...смотреть целиком
  6. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (13)
    Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” является одним из величайших произведений первой половины XIX века. Главное действующее лицо романа — Евгений Онегин. С первых строк перед нами предстает молодой, привлекательный, очень неглупый человек. Пушкин...смотреть целиком
  7. Мать и дочери Ларины  Новое!
    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа...смотреть целиком