Чудесный роман А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четверти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы.
Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отображающими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима:
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...
А вот и восторг весны, поры любви:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
Короткое северное лето — «карикатура южных зим» — сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на поступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах. Смерть Ленского так торжественна, что поэт может ее передать только с помощью образов природы:
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чувства, научить сопереживанию и внимательности к окружающему миру. Любовью к природе автор проверяет своих героев на духовность, а равнодушие к ее красоте и неповторимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.
Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вскоре, что «и в деревне скука та же». Евгений далек от народной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживает его чувства по тому, что он погружается в «уединенье, тишину» деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и скукой праздничных затей». Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально.Совсем другая Татьяна, «русская душою». Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее развитыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы. Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, человек сам становится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина
..меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень
Едва рождающийся день...
Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом:
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не понимал:
Ей душно здесь... Она мечтает
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам...
Лирические отступления автора также наполнены восхищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи:
Иные мне нужны картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор...
Он соглашается с непониманием Онегина:
Деревня, где скучал Евгений,
Был прелестный уголок...
Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внутренний голос:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой героя, его разлад или гармонию с окружающим миром.