Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства.
Так, о воспитании Онегина автор говорит в обобщенном плане:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
И действительно, чтобы «блеснуть воспитаньем», прослыть «умным», «милым» человеком, нужно было обладать «совершенным» знанием французского языка, манерами светского человека («кланяться непринужденно»), танцевать… Что еще? «С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре». Говорится о «талантах» Онегина, а перед нами злая характеристика всего петербургского света. Именно здесь герой романа научился «язвительно злословить», скрывать свои подлинные мысли и чувства, лицемерить. Здесь, в светском обществе, все крайние эгоисты:

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Здесь каждый «глядит в Наполеоны».

Цель и смысл жизни этих людей — сплетни, интриги, любовные увлечения…
Сатирическое изображение петербургского и московского дворянства мы находим и в последующих главах романа. Поэт дает убийственную характеристику светским «красавицам и недоступным» (глава третья, строфы XXII—XXV), говорит о фальши и лицемерии людей этого круга (глава четвертая, строфы XIX— XXII), о влиянии «мертвящего упоенья света» (глава шестая, строфа XXVI), с иронией рисует типичный путь «прекрасного человека», сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (глава восьмая, строфы IX—X, XXIV—XXVI). Гневно высмеивается и московское барство, прямо перекликаясь в характеристиках с грибоедовской комедией «Горе от ума» (глава седьмая, строфы XXIV—XXVIII).

Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического. В Ленском Пушкин изобразил характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии… В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах… Поэт любил свой идеал, осуществленный им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение…
.. .В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить — значит развиваться и идти вперед. Это — повторяем,— был романтик, и больше ничего».

Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского — другую жертву русской жизни. Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения. Пушкин в «Онегине» представил отрадное явление во Владимире Ленском, да и расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением? Через десять лет он отучнел бы, стал бы умнее, но был бы Манилов.

Прежде чем приступить к комментированию художественного текста по данным вопросам (в нашем задании — седьмой и восьмой глав романа «Евгений Онегин»), необходимо внимательно прочитать весь предлагаемый для комментирования текст, потому что ответ на тот или иной вопрос может находиться в разных его местах. Вот пример: первый вопрос к седьмой главе. Казалось бы, черты Онегина, его мысли косвенно указаны в «собеседниках» его — в книгах, которые он читал.
Вот теперь мы можем попытаться ответить на первый вопрос (или хотя бы на часть его).
Чаще всего Онегин обращался к «певцу Гяура и Жуана» — Байрону, к его романтическим героям — Чайльд-Гарольду, Корсару, Дон-Жуану и другим. Можно предполагать, что они привлекали внимание Онегина резко отрицательным отношением к злу и несправедливости, вызовом обществу тирании и деспотизма, духовным одиночеством, благородными качествами характера, которые не декларировались, а проявлялись в действиях, в поступках.
Исследователи полагают, что «два-три» романа, которые «довольно верно» изображали «современного человека»,— это «Адольф» Бенжамена Констана, «Мельмот-скиталец» Матюрина (или Матюрэна) и «Рене» (повествовательный эпизод в философском сочинении Шатобриана «Гений христианства»).

Адольф-пресыщенный жизнью, скучающий аристократ, человек насмешливый, злой, чуждый обществу; Джон Мельмот как бы отражает чувства и настроения Онегина во время его поездки к больному дяде, близок грустью, скукой, овладевшими героем в деревне; Рене — разочарованный жизнью герой байронического типа.

Но Онегин следил и за развитием европейской науки, о чем свидетельствуют имена Гиббона — английского историка, Герде-ра — немецкого ученого и мыслителя, Биша — знаменитого французского врача, автора книг по анатомии и, физиологии, Тиссо — автора популярных медицинских сочинений, французского философа Беля, философа Фонтанеля и других.
Однако весь этот культурный багаж ничего не менял в бесцельной, праздной жизни Онегина.
Естествен вопрос: а где вам, самостоятельно ищущим ответы на вопросы, найти весь этот материал? Отвечаем: в научно-критической и справочной литературе, которая имеется в библиотеках. Например, можно воспользоваться следующими книгами:

• Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина: Комментарий. — М., 1965, и др. издания.
• Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе. — Л., 1980.
• Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1980.

Познакомившись более подробно и внимательно с этими книгами, можно сформулировать ответ на первый вопрос примерно так: и тех, что он читал в Петербурге,— свидетельствует, что умственные интересы героя тянут его к книжной полке. Онегин — вдумчивый читатель: Хранили многие страницы отметку резкую ногтей», «черты карандаша».
Названия и авторы произведений дают нам право утверждать неизменное внимание Онегина к самым передовым темам. С другой стороны, интерес его к названной литературе позволяет определить характер героя романа, его настроения, чувства, переживания. Персонажи названных выше романов, несомненно, близки Онегину своей разочарованностью, тоской, скукой, жаждой странствий («охотой к перемене мест»), наконец, одиночеством, на которое они обречены в аристократической среде и от которого сами же страдают.

Но интерес Татьяны к кругу чтения Онегина открывает в ней нечто новое для нас: сопричастность Татьяны духовному миру Онегина; желание понять любимого ею человека через круг его чтения, через книги, «в которых отразился век и современный человек

• Изображен довольно верно
• С его безнравственной душой,
• Себялюбивой и сухой,
• Мечтанью преданный безмерно,
• С его озлобленным умом,
• Кипящим в действии пустом».

Похожие сочинения

  1. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  2. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  3. Вместо "Онегина"
    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...смотреть целиком
  4. Развернутые планы сочинений к роману
    Лирические отступления и их место в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе....смотреть целиком
  5. Духовная эволюция Евгения Онегина
    В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается...смотреть целиком
  6. Система образов в романе: Автор, Онегин, Ленский
    Роман «Евгений Онегин» невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и «энциклопедия русской...смотреть целиком
  7. Творец всегда изображается в своем творении и часто – против воли своей  Новое!
    Сколько великих поэтов, писателей в России! Сколько их было и сколько еще будет? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, но можно с уверенностью сказать: Александр Сергеевич Пушкин – самый великий и самый талантливый из мастеров слова. А его...смотреть целиком