Роман Пушкина “Евгений Онегин” издавался отдельными главами на протяжении нескольких лет. Некоторые критики, видимо, поэтому воспринимали роман как “набор пестрых глав” и считали этот пестрый характер повествования художественным недостатком, говорили об отсутствии цельности в романе. Но Пушкин и сам говорил об особенностях своего произведения:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

Автор уже в первой главе признается, что писал ее без плана и найденные в ней противоречия исправить не желает. Но, с другой стороны, роман является целостным произведением, отличающимся своей стройностью, четкостью и законченностью.



Сюжет “Евгения Онегина” необыкновенно прост, если не сказать банален. В романе представлены всего две сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский, то есть любовная и личная. В романе отсутствует традиционная развязка – герой не приведен автором ни к смерти, ни к свадьбе, он покинут в злую для него минуту. Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для него важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. Известный критик В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться. Д. Благой же понимал значение открытого финала как один из законов поэзии Пушкина. Он видел в нем значимое умолчание – один из приемов поэта, при котором пустота, наделена большим смыслом и не имеет слов для выражения. Как бы то ни было, мы понимаем, что открытый финал использовался Пушкиным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Прием кольцевой композиции раскрывает перед читателем кризис души Онегина. Он смотрит на жизнь глазами Татьяны – “смиренной девочки”. Ее переживания, которые тогда казались ему смешными, теперь являлись предметом его жизни. Эти переклички показывают изменения, происходящие в характере Онегина. В первой главе Евгений впервые появляется в свете, затем покидает его и образовавшееся свободное время не занимает ни сочинительством, ни чтением. В последней главе читатель вновь замечает Онегина в высшем свете. Но свое затворничество он способен с большим толком разнообразить чтением и творчеством. Евгений научился читать “духовными глазами” “меж печатными строками”, “чуть не сделался поэтом”.

Также возвращение в прошлое позволяет нам сопоставить два образа Татьяны: как деревенской девушки и как светской дамы. Читатель наблюдает внутреннюю эволюцию жизненных позиций героини, ее взросление, способность контролировать свои эмоции, быть сдержаннее. Но в то же время это обличает несостоятельность ее образа. Татьяна, как и прежде, оказывается не в силах понять Онегина. В прошлом она измеряла возлюбленного по рамкам сентиментального героя, затем героя романов Байрона, пытаясь воспринимать Онегина через литературные стандарты. Но он не Чайльд Гарольд, и не он являлся ей во снах. Онегин не подходил ни на одну из этих ролей. Так и сейчас Татьяна не способна поверить в искренность его чувств, осознать их значимость как попытки установиться и реализоваться в этом мире.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим. Эти внесюжетные разговоры автора с читателем и его размышления на различные темы довлеют над сюжетом и даже иногда обуславливают его дальнейшее развитие.

Таким образом, очень часто мы имеем дело не столько с сюжетом, сколько с его обыгрыванием. Роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании, что становится одной из важнейших тем, затрагиваемых в произведении. Также лирические отступления делают возможным использование в романе инверсии. Автору важно был изобразить среду, расширить композицию и сделать эпические обстоятельства предметом изображения.

Становится ясно, что в построении композиции романа “Евгений Онегин” наблюдаются две тенденции: необычная свобода повествования, пестрый характер, непринужденность развития сюжета и нечто удивительно гармоничное, делающее роман цельным и законченным. Эти две тенденции обусловлены тем, что Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности и в то же время установить дистанцию с литературными канонами, то есть, в целом, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Похожие сочинения

  1. Два письма из "Евгения Онегина"
    Роман "Евгений Онегин" — это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы. "Энциклопедия русской жизни", по мнению В. Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека:...смотреть целиком
  2. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (5)
    Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт-реалист. Его перу принадлежит замечательное лиро-эпическое произведение, роман в стихах “Евгений Онегин”, написанный в 1823—1831 годах. В его основе лежит история о любви. В центре этого романа...смотреть целиком
  3. В сторону Онегина
    Движение пушкинского романа в стихах сквозь русскую, а теперь уже и мировуюкультуру совершается в широком спектре интерпретаций. Они приводят к обретению,приращению, сдвигам и утратам смысла. Эти сложные последствия объясняются тем,что поэтические тексты,...смотреть целиком
  4. О чем я думаю и что чувствую, читая письмо Татьяны (6)
    Роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал около восьми лет. Он долго добивался поэтического совершенства своего произведения. И только в 1831 году оно вышло в свет. В самом центре событий романа стоит образ Евгения Онегина. Молодого, симпатичного...смотреть целиком
  5. Финал «Евгения Онегина» конец «без конца»   Новое!
    Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. Поскольку...смотреть целиком
  6. ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА
    По замыслу А. С. Пушкина, после издания основного текста романа в стихах "Евгений Онегин" отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России. После дуэли с Ленским Евгений уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ;...смотреть целиком
  7. Описание изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин»  Новое!
    Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к Ленскому, подмечать все иронические сентенции о нем, щедро рассыпанные Пушкиным, но нельзя пройти...смотреть целиком