А.С. Пушкин — величайший поэт XIX века, основоположник русского реализма и литературного языка — восемь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразилась вся современная автору русская жизнь: блестящий, светский Петербург, патриархальная Москва, поместные дворяне.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время. Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входили только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”.

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков.

В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором (“я был озлоблен, он угрюм”) и заставляет читателей испытывать к нему симпатию (“мне нравились его черты...”). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”) и дамам на балах, но в то же время он всегда “рад заметить разность” между ними. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но главное, в чем проявляется их разность, — это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна (“и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь”), которая исчезает очень скоро.

Столь же трепетное отношение к красотам природы, как и у Пушкина, мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение.

Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины ”.

Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. Мать Татьяны прошла типичный путь для своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Копией своей матери является Ольга Ларина. Мы видим ее глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее.

Ленский — романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского.

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина — “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями.

Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны — внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства.

Единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо...

Другой чертой, отличающей ее от сестры, является постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ.

Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас...

Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину”.

В романе “Евгений Онегин” воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь высшего света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив жизненные позиции и судьбы.

Похожие сочинения

  1. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  2. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  3. Вместо "Онегина"
    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...смотреть целиком
  4. Тема любви в лирике Пушкина
    Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это...смотреть целиком
  5. Духовная эволюция Евгения Онегина
    В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается...смотреть целиком
  6. Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9)
    Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” — величайшее произведение, которое является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни светского общества сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Одним...смотреть целиком
  7. Финал «Евгения Онегина» конец «без конца»   Новое!
    Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина. Поскольку...смотреть целиком