Москва — святыня России, ее сердце. Не зря захватчики всех времен и народов, будь то татарские, французские или немецкие, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить ее сердце, то есть захватить Москву.

«Сердце» и «судьба» — это слова, которые мы произносим, когда хотим сказать о чем-то важном для нас. Для автора романа «Евгений Онегин», для Александра Сергеевича Пушкина, именно в сердце России, в Москве, случилось два судьбоносных момента его жизни: распоряжение царя об окончании ссылки, которое произошло во время коронации царя Николая Первого в Москве, куда поэт был срочно доставлен в тысяча восемьсот двадцать шестом году; и второе событие — женитьба, начало его новой жизни.

Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая как бы энциклопедию русской жизни, не мог не привезти свою героиню в Москву, и в этом есть закономерность. Пушкин не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.

Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе «Евгений Онегин» приходится на седьмую главу. Пушкин приводит три эпиграфа, которые открывают эту главу. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.

Эпиграф Дмитриева:

«Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать? »
Эпиграф Баратынского:
«Как не любить родной Москвы?»
Эпиграф Грибоедова:
«Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет».

Сам же Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно и как бы неофициально:

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин пишет, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром. Когда Пушкин описывает въезд героини романа Татьяны Лариной в Москву, он перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет:

Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие Москвы.

Пушкин подробно описывает въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также около двух десятков монастырей.

Пушкин описывает это словами:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.

Далее Пушкин описывает, как возок Татьяны едет по Тверской. Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Тверская улица описана Пушкиным с необычайным талантом и точностью, а также настолько живо, как никем из его современников она описана не была. Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов. Это достигается целью контрастных соседств: «дворцы» — «лачужки», «монастыри» — «магазины мод», «будки» — «огороды», «львы на воротах» — «стаи галок на крестах».

Ларины остановились «У Харитонья в переулке...». Московские адреса обозначались по церковным приходам. Ларины остановились в приходе церкви святого Харитония. Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в «Евгении Онегине», ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.

Пушкиным описана московская жизнь Татьяны: утром ее будит «ранний звон колоколов», но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:

Пред нею незнакомый двор,
Конюшня, кухня и забор.

Татьяну привезли «в Москву на ярмарку невест», то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке.

Там Татьяна встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года. Судьба ее решилась. Она вышла замуж.

Подводя итог сказанному, можно отметить то, что Пушкин описывает Москву с большой естественностью и живостью, к чему его подвигает чувство искренней любви, симпатии и теплоты, которое он испытывает к Москве как к городу. Он находит слова подробного описания того, как она выглядит. Эти описания очень детальны.

Но все же, начиная говорить о Москве, Пушкин показывает ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке, Пушкин испытывает гордость за Москву, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинною главою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар...

В шестой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин создал поэтический памятник Москве, она же с любовью и благодарностью воздвигла ему свой дар — памятник Пушкину.

Похожие сочинения

  1. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  2. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  3. ТАТЬЯНА - МИЛЫЙ ИДЕАЛ (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...смотреть целиком
  4. Мифологические образы и их роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    1. Традиция использования мифологических образов в мировой литературе. 2. Мифологические образы в романе Пушкина. 3. Значение мифологических образов. Я закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово, Что-то ярко светило — фонарь...смотреть целиком
  5. "Лишний человек" Онегин
    Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца...смотреть целиком
  6. «Евгений Онегин» самое задушевное произведение Пушкина
    У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа, которые воплощали собой современного человека «с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом»....смотреть целиком
  7. «Евгений Онегин» – классический роман
    Чаще всего творчество А. С. Пушкина рассматривают как "чистейший образец" искусства классического, а о влиянии его на изящную словесность последующего столетия говорят исключительно в смысле наследования его авторами традиций золотого века....смотреть целиком