Если бы замысел Пушкина был осуществлен, то образ «главного лица» романа, естественно, выступил бы в существенно ином освещении. Поскольку этого не произошло, Онегин, каким он показан в романе, каким вошел в сознание читателей и критики, в историю русской литературы и русской общественной мысли, являет собой, как уже было сказано, исключительно яркий образ «липшего человека», «умной ненужности» (Герцен), впервые с такой правдой и полнотой художественно открытый Пушкиным. И, надо добавить, именно то, что Онегин остался таким, способствовало широчайшему обобщающему значению данного образа, делало его типическим для всего дворянского периода русского освободительного движения. «Образ Онегина настолько национален,- писал в начале 50-х годов Герцен,- что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что его постоянно находишь возле себя или в себе самом».

Но уже одно намерение автора сделать Онегина декабристом особенно наглядно показывает, какой жгучей злободневностью был проникнут замысел пушкинского романа в стихах, какими крепкими нитями был он связан с важнейшими событиями и актуальнейшими общественно-политическими вопросами современности.

Подобно Онегину, столь же жизненны, реалистичны и другие образцы (Ольга, Ларина-мать, няня). При наличии самой яркой индивидуализации, портретности (прототипов для Татьяны современники находили еще больше, чем для Онегина) все это типические образы, причем все они не только поставлены в типические обстоятельства, но и объясняются ими. В то же время их типичность не лишает их общественно-исторической конкретности. «Он любил сословие… к которому принадлежал сам,- писал о Пушкине Белинский,- и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху».



Многие реакционные критики пушкинского времени, проповедники теории «официальной народности», упрекали поэта за то, что он сделал главных героев своего романа дворянами. Предвосхищая в известной мере позднейшую оценку Д. И. Писарева (хотя, понятно, она была сделана совсем с других идейных позиций), они даже объявили за это Пушкина «по преимуществу поэтом так называемого большого света или, что все равно, поэтом будуарным». Против этих реакционных критиков, проповедников «лапотно-сермяжной народности» решительно выступил Белинский. «Высший круг общества» (или «среднее дворянство», как точнее определял критик этот «высший круг») в 20-е годы XIX в. находился «в апогее своего развития», был тем общественным слоем, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества». Поэтому то, что поэт отразил жизнь этих наиболее передовых общественных кругов и дал почувствовать историческую трагедию, выпавшую на их долю, как раз и делает, по мнению Белинского, пушкинский роман «первым истинно национально-русским, национально-художественным» созданием новой литературы.


Изображение «исторической эпохи» - своей современности - Пушкин дал не только крупным планом; оно объемно, можно сказать, стереоскопично. С такой же истиной, полнотой, верностью действительности и одновременно величайшей художественностью, как первый план, разработан поэтом и весь тот пестрый фон, на котором четко выписывается основная фабульная линия, и рельефно выступают образы главных действующих лиц.

Ничего хоть сколько-нибудь подобного такому широчайшему, поистине «энциклопедическому» охвату всех сто

Похожие сочинения

  1. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...смотреть целиком
  2. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  3. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  4. Отношения Онегина и Татьяны романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев — Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна. Определяющим...смотреть целиком
  5. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин".
    В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю...смотреть целиком
  6. «Евгений Онегин» – вершина творчества А. С. Пушкина
    "Евгений Онегин" – уникальное произведение. Уникальным его делает Широта охвата действительности, многосюжетность, описание Отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало Основание В. Г. Белинскому в своей статье...смотреть целиком
  7. Роман Пушкина «Евгений Онегин» и литературное движение
    За годы работы над «Евгением Онегиным» Пушкин отошел от романтизма и в сущности заложил основы русского реализма— нового художественного метода, позволившего последующим писателям создать величайшие эстетические ценности и обогатить ими все человечество....смотреть целиком