Страница: [ 1 ]  2  

"Евгений Онегин" - роман о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, просвещении и искусстве, о духовных исканиях лучших людей, о ее прошлом, настоящем и будущем.
Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIX века. В центре внимания - жизнь столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома де кабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIX века, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народной культуры, от национальных корней. Он воспитывался французамигувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь", но Онегин все же полу чил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин - вот что привлекает главного героя романа.
Так он прожил почти восемь лет. Но Онегин умен от природы и стоит значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела". Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому "ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать: "читал, читал, а все без толку". В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:
В своей глуши, мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...
И раб судьбу благословил.
Но и эта деятельность - от скуки, "чтоб только время проводить ", не захватила Онегина. И он снова был охвачен хандрой, разочарованием в целях и образе жизни. Потому и интересен нам Онегин, что его разочарование - это "хандра" целого поколения замечательной дворянской молодежи. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого" и "нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа - Ленским и Татьяной, - сплетая их судьбы. Иное измерение противоречивого характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам. Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое развращенной моралью светского времяпрепровождения проснулось в душе Онегина:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но безразличие к жизни, разочарование в ней, "желание покоя ", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды одухотворенностью, интеллектуальностью и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом. Их дружба, как мы знаем, закончилась трагически. В пушкинском романе понять "разочарованного героя" Евгения Онегина нельзя без внимания к личности автора. Начнем с того, что это роман в стихах. Форма всякого романа вообще условна. О событиях, совершающихся в течение ряда лет, мы можем узнать в течение нескольких минут, и, наоборот, в том, что произошло за несколько минут, мы можем читать на многих страницах, потратив на это часы и часы. Тем более условна форма рома на в стихах, когда и герои, и автор говорят и думают стихами. В стихотворном поэтическом произведении сильнее, чем в прозе, сказывается личность автора, ибо поэзия требует яркой оценки, краткого и точного выражения мыслей и чувств (можно остановиться на форме романа в стихах - онегинской строфе, свободном чередовании событий).
Сам образ разочарованности порой принимает в "Евгении Онегине" ироничную форму. Вот как пишет об этом Пушкин в отрывках из "Путешествия Онегина":
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи -
Да пруд над сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам большой.
Личность автора сказалась в выборе темы, сюжета произведения, в понимании хода жизни, в оценке героев, в тоне повествования (лиричном, ироничном и т. п.). Автор оценивает определенные сюжетные ситуации (письмо Татьяны, встреча Татьяны с Онегиным, дуэль и т. д.), прерывает повествование лирическими отступлениями, вспоминая свое прошлое, делясь с читателем мыслями о настоящем, о героях, об их поступках. В отдельные моменты он становится действующим лицом романа (рассказывая о своих встречах с Онегиным, предлагая прочитать имеющееся у него письмо Татьяны). Поэт сопоставляет интересы и пристрастия Онегина со своими, отмечая не только сходство, но и различия между собою и героем (в отношении к свету, к театру, к деревенской жизни, к любви).
Автор выступает как носитель нравственного идеала, с которым соотносятся не только главные герои романа, но и "дворянское множество", все эти Буяновы, Фляновы, Зарецкие и т. д. (мелочность и "расчеловеченность" последних ярче выступает на фоне личности автора). Автор подчеркивает, что он знает о жизни больше и видит дальше, чем знают и видят его герои. Перед опи санием последней встречи Онегина с Татьяной автор вспоминает свой жизненный и творческий путь. На фоне истории жизни поэта с его увлеченностью творчеством, природой, радостями жизни особенно трагичной выглядит судьба Онегина. И вместе с тем вмешательство автора в повествование как бы говорит о том, что жизнь с концом романа не кончена, она продолжается и озаряется далеким светом. О цели и смысле жизни думают главные герои романа - Онегин, Ленский, Татьяна, думает Автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старики Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда - и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто ведется повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  2. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  3. Объяснение Онегина с Татьяной в саду
    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина .) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...смотреть целиком
  4. Онегин — добрый приятель автора
    Онегин, добрый мой приятель... А. С. Пушкин Роман «Евгений Онегин» — непревзойденный образец классической русской литературы. Форма и идейное содержание произведения сочетаются в удивительной гармонии. Александр Сергеевич Пушкин сумел создать стихотворный...смотреть целиком
  5. "Евгений Онегин" — "энциклопедия русской жизни и в высшей степени, народное произведение"
    "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар",...смотреть целиком
  6. Сюжетная линия Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого — жертвой преступления? ...смотреть целиком
  7. Если бы Ленский не был убит на дуэли (размышление о возможной судьбе героя  Новое!
    Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. А. С. Пушкин В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», как и в одноименной опере П. И. Чайковского, есть две самые сильные сцены, потрясающие читателя и зрителя. Это последняя...смотреть целиком