О каких ролях Онегина может идти речь? Ведь слово роль имеет несколько значений. Из них два связаны с театром, а два других наполняются более широким смыслом и применяются в приложении к общественной жизни человека. Роль - так у актеров называют полный текст одного действующего лица в пьесе. Ее получают, переписывают, учат, а затем начинается творческая работа актера над ней: актер вживается в роль. В результате возникает на сцене или на экране художественный образ героя пьесы. Созданный драматургом, он в актерском воплощении получает зримую конкретность и своеобразие. И это - тоже роль. Разные актеры исполняют одну и ту же роль, но перед зрителем возникают отнюдь не одинаковые художественные образы.

Вот в этом значении и следует понимать название главы. Здесь речь пойдет о ролях, вольно или невольно сыгранных Онегиным в разные периоды его жизни. О том, кого и как он играет: каким человеком стремится предстать перед окружающими и перед самим собой? Насколько ему удаются подобные перевоплощения? И зачем он это делает?

Ролью называется также проявление себя в каком-либо роде деятельности или степень участия человека в определенном деле, предприятии, событии, а также мера его влияния на них. И об этом тоже пойдет речь, но лишь отчасти. Потому что вопрос об общественной роли Онегина не однозначен. Ответ на этот вопрос не сразу сложился у Пушкина. Да и высказан он таким образом, что в целом мнение об Онегине может составиться лишь по прочтении всего романа. Ответа в готовом виде нет ни в одной из глав или строф. Читателю необходимо проследить весь жизненный путь Онегина и осмыслить поведение героя. Только тогда мы и получим ответ на свой вопрос.

А как же относился к нему сам Пушкин? Как он понимал и оценивал место, роль, значение онегинского типа в русской жизни? Обратимся к тексту романа. Итак, отправимся вслед за Пушкиным и с его помощью пристально вглядимся в разные лики Онегина. Посмотрим, как герой романа сменяет, примеривает то одну, то другую маску, как он переходит от роли к роли. И как в этом процессе его внешиего и отчасти внутреннего преображения постепенно проступают черты, наиболее характерные для его натуры, как все более отчетливой становится его сущность.

Вот первая строфа: Онегин размышляет. Вся строфа - своего рода монолог, только без зрителей, потому что это внутренний монолог, не произнесенная вслух речь героя. О чем и как размышляет Онегин, для кого предназначен этот монолог - мы разберемся далее. А сейчас нам следует принять во внимание одно последующее уточнение поэта - своего рода ремарку, или авторское пояснение к сцене в тексте драмы. В начале второй строфы Пушкин сообщает:

Так думал молодой повеса,
Петя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.

Но Онегин не глядит по сторонам. Он мчится - и ничего не видит. И эта сторона его натуры неоднократно раскрывается на протяжении романа. Он смотрит на прекрасные картины, изображенные поэтом, но как будто не видит их. Во всяком случае, поэт не изобразил онегинских откликов на прекрасное. Вот, например, Онегин «поскакал на бал»: по сторонам развертывается панорама зимнего, посеребренного инеем Петербурга, волшебно передвигаются огни, снежинки блистают как бриллианты… Но видит все это лирический повествователь, а не Онегин! Вместе с повествователем восторгается читатель, а в онегинской душе все глухо, красота природы не всколыхнула ее. Тот же Петербург преображается в свете румяной утренней зари - и снова Онегин остается глухим к прекрасному. И в деревне лишь два-три дня ему казались новыми - но не прекрасными сельские виды, а потом простота деревенской идиллии надоела ему. А потом Москва, Волга, Кавказ, Крым, Одесса - все промелькнуло перед ним за время путешествия, и ничто не всколыхнуло его. Можно ли видеть здесь проявление натуры Онегина? Вероятно, да, если под этим словом понимать его научное значение: натура - свойства, особенности человека, существо его характера и темперамента. Примем в соображение эту сторону души Онегина и впоследствии учтем ее.

А сейчас, в самом начале романа, Пушкин мотивирует это безразличие Онегина к прекрасному в природе указанием на то, что одна житейская забота властно захватила его мысли и чувства. О чем же размышлял он? Что отвлекает его от окружающих видов?

А ведь это - самая настоящая роль, не правда ли? Вдобавок уже известная Онегину. Вероятно, не раз приходилось ему видеть эту лицемерную игру наследников, изображавших перед умиравшими, перед окружающими и перед собой, как горько опечалены они трагической неизбежностью. Да и на что иное могла рассчитывать «золотая молодежь», моты, щеголи, легкомысленные повесы, все эти расточители, не заработавшие себе состояния? Только на наследство. Значит, и неизбежный ритуал они должны были исполнить целиком, включая роль опечаленного наследника.

И вот теперь Онегин оказался сам в этой роли. Она, как видно по его замечаниям, не весьма приятна ему. Но он взялся играть и теперь не отступает.

Уточним: ведь он не просто размышляет над возможностью или вероятностью. Он уже мчится - значит, все для себя решил и уже приступил к исполнению этой роли.

Здесь необходимо разобраться глубже. Понятно, что это будет роль для окружающих и для больного дядюшки. А перед собой кого он играет? Ведь его внутренний монолог - не только заучивание роли, которую он будет играть по принуждению: ее ключевые положения сопровождаются онегинским комментарием. Очень трезво и очень сурово оценивает он предстоящее лицедейство. От себя-то ему нечего скрывать: нет у него человеческого сострадания к умирающему старику, зато Онегин пожалел самого себя. Ему заранее скучно, и он строго оценивает себя за холодный расчет из корыстных побуждений. «Какое низкое коварство!»- восклицает он сам. А Пушкин в пятьдесят второй строфе, закончив отступление к истокам жизни своего героя, подтверждает эту самооценку: «Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман».

Как видно уже из первой строфы, молодой повеса умеет трезво мыслить, способен глубоко заглянуть в собственную душу, понимает смысл отношений в своей среде и в состоянии с нравственной позиции дать суровую оценку поведения - своего и дяди, ибо тот столь же расчетливо «уважать себя заставил» надеждою на наследство. Но последовать нравственному, велению он не в силах или не желает. В сущности, ОБ признается, что намерен поступить безнравственно.

Похожие сочинения

  1. Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»
    Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому...смотреть целиком
  2. “Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни”
    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской...смотреть целиком
  3. Отношения Онегина и Татьяны романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев — Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна. Определяющим...смотреть целиком
  4. Герой и автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, — — так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве...смотреть целиком
  5. Печорин и Онегин люди нашего времени
    Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но сколько всего может произойти за эти пятнадцать лет. Пушкин жил в эпоху декабристов. Его творчество развивалось...смотреть целиком
  6. Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина)
    “Евгений Онегин” — одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...смотреть целиком
  7. Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу:...смотреть целиком