В 5 главе романа Пушкина «Евгений Онегин» композиционный центр – сон Татьяны, являющийся, по словам критика Гуковского, ключом к пониманию её души, её сущности. Проанализируем сцену сна Татьяны.


Татьяна сформировалась под влиянием народного начала и сентиментальной литературы, поэтому в её сне нашли отражение эти две стороны.


Сон Татьяны напоминает традиционный вещий святочный сон невесты в русской сказке. Это и добрый медведь, и одухотворённая природа: ручей мешает Татьяне, сучья цепляют её за шею и вырывают серьги из ушей, и чудовища, и близкий народному стиль изложения.


Но есть в сне и влияние сентиментальной литературы. Онегин предстаёт перед героиней романтическим героем:


Онегин, взорами сверкая,


Из-за стола, гремя, встаёт,


Все встали, он к дверям идёт


Кроме того, здесь Татьяна как бы отвечает на проповедь Онегина, подсознательно чувствует в нём эгоистическое начло. Также в какой-то мере сон «вещий», он в виде чудищ рисует поместное дворянство и ссору Онегина с Ленским. Таким образом, сон показывает двойственное начало, заложенное в Татьяне воспитанием: с одной стороны, это влияние сентиментальной западноевропейской литературы, с другой, - народные начала, воспитанные в ней няней.


Татьяна глубоко чувствующая натура. Вспомним ночной разговор с няней. Её чувства, их глубину мы видим в волнении Татьяны, которое проявляется в прерывистом ритме её речи. Скрытое волнение перерастает в смятение.


А теперь обратимся к портрету Татьяны, изображённом в 8 главе. Здесь Пушкин сопоставляет Татьяну с блестящей Ниной Вронской, «сей Клеопатрою Невы». Несмотря на более броскую красоту, Пушкин отдаёт предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым как идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворённость внешнего облика мыслью и чувством.


Изменилась ли Татьяна, став светской красавицей? Нет, Татьяна внутренне осталась такой же, она лишь научилась «властвовать собой». Вместе с тем Татьяна-княгиня уже не робкая девочка-мечтательница, она не только женщина с чутким и любящим сердцем, но и человек с тонким и глубоким умом.


Татьяна продолжает и в обществе быть отчуждённой от всех, как и в деревне. Ещё в письме к Онегину она писала:


Вообрази: я здесь одна,


Никто меня не понимает,


Рассудок мой изнемогает,


И молча гибнуть я должна.


Позднее, когда она приехала в Москву, свет поразил её своей косностью, бессодержательностью. И, наконец, в Петербурге Татьяне ещё тяжелее.


И наконец, последнее объяснение Татьяны с Онегиным. Хотя в словах Татьяны звучит чувство оскорблённой гордости и боль от несбывшихся мечтаний, но в них нет недоброжелательности, нет нравоучительности, нет торжества. Следующие за этими словами стихи дышат особой искренностью. Татьяна говорит печально о своей большой любви, о трагической своей судьбе, о том, что «счастье было так возможно» Она хочет объяснить свои чувства, своё решение и понять Онегина. Пушкин восхищается героиней в последней сцене. Его идеал – женщина верная, даже если она не любит своего мужа. Вот идеал женщины, по Пушкину: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Сколько боли и разочарования в этих строчках, но и сколько высокого чувства!


Интересное мнение на образ Татьяны высказал Кюхельбекер. Он говорил, что Татьяна – это сам Пушкин. Как это понять? Дело в том, что все свои сокровенные мысли и чувства Пушкин вложил в образ Татьяны. Её отношение к поместному дворянству и светскому обществу полностью согласуется с мнением самого Пушкина. Её умение любить также было развито и в поэте. Его любовь к природе, к русской старине, его народность полностью соответствуют этим же чертам в Татьяне.


Взгляды поэта и героини во многом близки, но суждения поэта всё же всегда шире, многограннее. Так, наиболее обличительные и глубокие строфы о свете принадлежат всё же автору, а не Татьяне, гораздо глубже понимает поэт и трагедию людей онегинского типа, причины их бездействия, отсутствие у них цели в жизни.

Похожие сочинения

  1. Две встречи Татьяны и Онегина
    «Евгений Онегин» — произведение о любви. Любовь у Пушкина — высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила...смотреть целиком
  2. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  3. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  4. Москва и Петербург в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства. Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства – две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и героев неотделим...смотреть целиком
  5. Два письма из "Евгения Онегина"
    Роман "Евгений Онегин" — это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы. "Энциклопедия русской жизни", по мнению В. Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека:...смотреть целиком
  6. Природа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1)
    Господский дом уединенный, Горой от ветра огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые... А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, будучи истинным лириком и патриотом, не мог не любить русскую природу. В ней видел...смотреть целиком
  7. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали...смотреть целиком