Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини – Татьяны. Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф – разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе дважды – в своем родительном имении и на бале в Петербурге.
Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она – старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна – красивая, неразумная белянка, другая – чернявая и романтическая девушка. Даже ее имя простонародное. Она «…та, которая грустна И молчалива, как Светлана». В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:
* «В чертах у Ольги жизни нет.
* Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»
Татьяна одинокая, любит сидеть самая возле окна, ее увлекает – не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов… Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине. Почему она не влюбилась в Ленского? Он как и Татьяна – романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета. Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:
* И в сердце дума заронилась;
* Пора пришла, она влюбилась
Итак, почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:
* Давно сердечное томленье
* Теснило ей младую грудь;
* Душа ждала… кого-нибудь
Итак, Евгений – пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее – воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:
* «Все для мечтательницы нежной
* В единый образ облеклись,
* В одном Онегине слились…»
Сама Татьяна, «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки – лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!): «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена. Проходит несколько лет – и Онегин снова встречает Татьяну – теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен… Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная любовь открывает для Татьяны-девочки мир взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:
* «И начинает понемногу
* Моя Татьяна понимать
* Теперь яснее – слава богу -
* Того, по ком она вздыхать
* Осуждена судьбою властной:
* Чудак печальный и опасный»
Позднее, приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе… Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, «Клеопатрой Невы»). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде. Но самое главное – способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть – горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:
* Урок ваш выслушала я?
* Сегодня очередь моя.
* «Онегин, я тогда моложе,
* Я лучше, кажется, была,
* И я любила вас; и что же?
* Что в сердце вашем я нашла?»
«Тогда – не правда ли? – в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась…» – говорит Татьяна. «Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна…». Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко…» Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все – или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»
Пушкинская Татьяна – замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву — ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство. Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью – и девичьим, и женским. Татьяна – воплощение пушкинского идеала женщины. А достижим этот идеал, или нет, – каждая женщина должна ответить на этот вопрос хотя бы раз в жизни.