Все лучшее в русском обществе - возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна - постигает одна трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о явлении русской жизни его времени, будь это судьба крепостной крестьянки или трагедия декабристов. В романе «Евгений Онегин» освещено не только время Пушкина, иначе роман представлял бы для нас только исторический интерес. Нас живо волнуют отношения пушкинских героев между собой, их драматическая судьба. В образах людей своей эпохи Пушкин, как подлинно великий писатель, сумел воплотить общечеловеческие черты поэтическую любовь Ленского, холодность, а затем страстность Онегина, драму неразделенной, страдающей любви Татьяны, а потом ее горькое сожаление о таком близком счастье.

Живым страдающим душам романа противостоят мертвые души - Потушковы, Буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встречаются среди госте и на именинах Татьяны:

* С своей супругою дородной
* Приехал толстый Пустяков;
* Гвоздив, хозяин превосходный,
* Владелец нищих мужиков;
* Скотинины, чета седая,
* С детьми всех возрастов, считая
* От тридцати до двух годов;
* Уездный франтик Петушков;
* Мой брат двоюродный, Буянов,
* В пуху, в картузе с козырьком
* (Как вам, конечно, он знаком),
* И отставной советник Флянов,
* Тяжелый сплетник, старый плут,
* Обжора, взяточник и шут.





«Мертвые души» московского дворянского общества Пушкин как бы представляет на суд Татьяны:

* Татьяна вслушаться желает
* В беседы, в общий разговор;
* Ио всех в гостиной занимает
* Такой бессвязный, пошлый вздор;
* Все в них так бледно, равнодушно
* Они клевещут даже скучно;
* В бесплодной сухости речей,
* Расспросов, сплетен и вестей
* Не вспыхнет мысли в целы сутки,
* Хоть невзначай, хоть наобум;
* Не улыбнется томный ум,
* Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
* И даже глупости смешной
* В тебе не встретишь, свет пустой!

Роман Пушкина учил презирать общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашая необходимость связи русской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина явился в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него»- писал Белинский.

Романтическая критика Полевого и Надеждина не разобралась в романе «Евгений Онегин», в его значении для развития русской литературы. Ей представилось, что роман якобы не имеет единства ни со стороны выполнения замысла, ни в художественном отношении. В журнале «Московский телеграф» писалось о «Евгении Онегине»: В подробностях все достоинство этого прихотливого создания. Спрашивается: какая общая мысль остается в душе после «Онегина»? Никакой. Кто не скажет, что «Онегин» изобилует красотами разнообразными, но все это в отрывках, в отдельных стихах, в эпизодах к чему-то, чего нет и не будет».