Герой и автор постоянно меняются местами. Именно лирические отступления и выполняют функцию создания «энциклопедии русской жизни». Афористичность языка разрешала показать в произведении не только внешняя жизнь, а и его глубинную сущность. Иногда автор, как политик, обращает внимание на причину разорения помещиков, обедненность крестьян. Понимает, что нельзя старыми методами выйти из экономического кризиса, думает о демократизме Запада. Его интересует и залог современной ему образования, и судьба женщины в обществе. Автор не скован заданной темой, он свободный в своих раздумьях и потому является интересным собеседником.

В романе «Евгений Онегин» представленные все уровни русской жизни: здесь и высший мир Петербурга, и дворяне-отшельники, и провинциальное общество, и крепостные Ленських, и общественная жизнь (театр, баллы), и частный, семейный быт, и народные гадания, и «золотая молодежь», и крестьянин, который едет к городу, и разнообразные картины природы. Энциклопедический охват русской действительности стал возможным благодаря особому приему – наличия образа автора. Автор-Рассказчик выступает в разных лицах: он друг и хороший знакомый Онегина, покровитель и защитник Татьяны, поэт, который экспериментирует с новыми принципами изображения действительности, он свидетель событий, которые происходят в романе. Образ автора оказывает содействие расширению временных и пространственных границ романа, создает атмосферу свободной сюжетной и композиционной активности. Автор обращается к читателям, направляет их внимание, объясняет событию, т.е. налаживает взаимодействие автора и читателя.

Опорные понятия: социальный роман, роман в стихах, психологический тип, индивидуальность героя, условия формирования характера.

Вывод. Героев романа Пушкина называли «типичными исключениями», так как они, олицетворив важнейшие черты характеров, не потеряли своей индивидуальности. Романом «Евгений Онегин» начался процесс расцвета русской литературы, который вывел ее на видное место в мировом литературном процессе. Проблема, которую поставил Пушкина в романе,- человек и современность, «герой современности» – станет одной из ведущих в русской литературе ХІХ столетие.

Роман начинается внутренним монологом Онегина, из которого читатель получает определенное представление о внутреннем миру героя. А потом слово берет автор и рассказывает об условиях формирования этого внутреннего мира. Из рассказа о прошлом героя читатель узнает, что Онегин – типичный представитель петербургской «золотой молодежи», что никаких «романтических» условий жизни этот юноша не знал. Типичное в герое романа ощутили современники поэта, один из критиков первой главы романа так и заметил, что «героев», подобный Онегина, «встречаем дюжинами на всех больших улицах». Такими же типичными возникают и сельские помещики, и светское общество Петербурга и Москвы.

Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли «энциклопедией» русской жизни. И каждое определение к определенной мере есть справедливым, но перечисленными жанрами можно определить и другие произведения, которые совсем не похожие на роман Пушкина. Доверимся автору, который в посвящении назвало это произведение «свободным романом». И в самом деле, первое, что поражает каждого читателя этого романа,- свобода. Она ощущается во всем. Стихи романа легкие, непринужденные, будто автор совсем не прилагал усилия, чтобы создать их. А между тем, роман подвижнецкая работа, подвиг вдоль семи лет. А грандиозное здание, которое состоит из тысяч стихотворных строк, вышла удивительно легкой и изысканной. Сведение этого здания стало возможным благодаря открытию Пушкина – особой «Онегинской» строфе. На первый взгляд, открытие это формальное, но именно оно дает возможность не только удерживать всю конструкцию, а и изменять ее, достраивать, вмещать разнообразнейший содержание.

Поэтический язык романа связан с обобщающей ролью романа в стихах. И для автора это был определенный итог, поэтому язык приобретает афористичности.

Тем не менее Онегин – характер индивидуальный. Раскрыть именно индивидуальность Онегина Пушкину помогает принцип контраста. Онегин не только противопоставляется «мира», но и героям, близким к нему,- Ленскому, Татьяне. На принципе контраста строил Пушкина и образ Татьяны.

Похожие сочинения

  1. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  2. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  3. Вместо "Онегина"
    Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...смотреть целиком
  4. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в «Евгении Онегине»
    В своей жизни мы встречаем разных людей. Одни обладают силой воли, верны своим убеждениям, другие не сразу прозревают в жизни, делают ошибки. На многие размышления в этом плане наводит нас литературное произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Написано...смотреть целиком
  5. "Евгений Онегин" — "энциклопедия русской жизни и в высшей степени, народное произведение"
    "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар",...смотреть целиком
  6. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Система образов
    И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе, А. С. Пушкин В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и другие персонажи: Ольга,...смотреть целиком
  7. Характеристика Ольги Лариной  Новое!
    Об Ольге можно сказать менее других, и не только потому, что А. С. Пушкин уделил ей меньше внимания, нежели прочим героям. Собственно, он описал её максимально полно; другое де­ло, что её характер исчерпал себя слишком быстро и не предоста­вил никаких...смотреть целиком