Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны,

Потом понравились...

А. С. Пушкин

Во второй главе романа о жизни Евгения Онегина появляется новый персонаж — молодой сосед Владимир Ленский, о котором Пушкин пишет с улыбкой:
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.

Что общего было у скучающего скептика Онегина с пылким романтиком Лен­ским? Автор признает, что даже
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Но если они все-таки подружились, значит, были какие-то точки соприкоснове­ния. До сих пор люди интеллигентные распознают единомышленников по прочитан­ным книгам. И в начале XIX века существовал круг имен, знакомство с которыми для мыслящих людей было обязательным. Это прежде всего — писатели-романтики (Байрон, Шелли, Гофман и др.), выражавшие свободолюбивые мечты молодого поко­ления, раскрывавшие богатство внутренней жизни личности в противовес высокому происхождению и служебному положению.

Ленский, молодой русский дворянин, учившийся в Германии, был увлечен идея­ми немецкого романтизма. Он привез в Россию не только «учености плоды», но и «воль­нолюбивые мечты». Правда, вольнолюбие его было абстрактным, а убеждения носи­ли мечтательный характер. Иначе говоря, милый поэт Ленский старался казаться романтиком на немецкий лад — одиноким, страдающим от непонимания и насмешек окружающих. Для Онегина же ближе был Байрон с его культом демонической лично­сти вроде Чайльд Гарольда или Наполеона. Он не мог принять восторженности мечта­тельного романтизма, его раздражало отсутствие у романтиков трезвого взгляда на жизнь. Поэтому они с Ленским о многом судили по-разному:
Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все повергалось их суду.

Онегина удивляли наивность суждений и нравственная слепота его молодого при­ятеля, его неспособность понять даже близкого ему человека, которого он любил, — Ольгу. Для Онегина, как и для Пушкина, Ленский «сердцем милый был невежда». Но Евгений не спешил разочаровывать его:
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

Различие между Онегиным и Ленским похоже на разницу между героем и подра­жанием ему, пародией на него. Ибо тоска и разочарование Евгения были подлинны­ми, собственная неприкаянность раздражала и угнетала его. А восемнадцатилетний Ленский неслучайно выбрал не задумчивую Татьяну, а резвую жизнерадостную Оль­гу. И Пушкин с горькой иронией прочил этому певцу «туманной дали» совсем дру­гую жизнь:Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле...

Как рассудить, что лучше — такая жизнь или нелепая смерть во цвете лет от руки друга? При всей суровости Пушкина к мечтательному романтизму в обрисовке характе­ра Ленского нет сатирических черт. Поэт скорбит о Ленском, пишет о нем с болью и нежностью. Но жизнь обычно беспощадна к людям подобного рода, не способным раз­личать важные жизненные принципы и житейские правила, от которых можно и должно Отступать.

Получается, что презирающий свет и светские приличия, умудренный жизнен­ным опытом Онегин и юный влюбленный Ленский оказались во власти одних и тех же ложных представлений о чести, во имя которых один подставил грудь под выст­рел, а другой выстрелил в друга. Тут виновны и обмануты оба. Это их сближает. А что же в конечном счете разнит? То, что для Онегина никогда, ни при каких обсто­ятельствах невозможен счастливый конец. Он — одинокий волк. До сих пор неясно до конца, мог ли Онегин примкнуть к декабристам. Но в любом случае — на каторге, в ссылке, просто в собственной деревне Онегин будет одинок и несчастен. Неслучайно он прошел мимо чистой и наивной любви Татьяны: разделенная любовь — не для него.

Если рассматривать пушкинскую метафору построчно, обнаружится разница между человеком с уже сложившимся характером и убеждениями (Онегин) и юношей в процес­се становления (Ленский). «Волна» — это что-то изменчивое, текучее, «камень» — тяжелое и постоянное, «стихи» — легкое и возвышенное, «проза» — в данном случае скептическое и обыденное, «пламень» — яркое, неистовое, «лед» — твердое и безжало­стное. Этот «лед» и погубил в конечном счете Ленского.

Так на примере судеб двух героев Пушкина мы видим, как люди умные, образо­ванные и способные губили друг друга из-за ложно понятого чувства чести и неуме­ния найти применения своим силам.

Похожие сочинения

  1. Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»
    Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно...смотреть целиком
  2. Размышления пушкиниста С. Бонди (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)  Новое!
    Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретны­ми идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым тек­стом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему...смотреть целиком
  3. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1)
    “Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская...смотреть целиком
  4. Читая роман "Евгений Онегин"...
    Роман "Евгений Онегин" писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее...смотреть целиком
  5. Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского
    Цель: научить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста; оказывать содействие формированию толерантного отношения к...смотреть целиком
  6. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века)
    В художественном произведении внутренний мир героя в большей степени раскрывается не через внешнюю речь, а через внутреннюю, которая, как правило, выливается в монолог героя. Я бы хотела рассмотреть произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» -...смотреть целиком
  7. «Нет рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе «Евгений Онегин»)  Новое!
    Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной, так и литературной жизни того времени. Но главный герой воплощает, пожалуй, основную исторически сложившуюся к этому моменту дилемму. Время пушкинского...смотреть целиком