Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований. Здесь были дорогостоящие и привилегированные столичные пансионы, доступные лишь детям аристократов. Таким был пансион аббата Николя. В этом учебном заведении воспитывались будущие декабристы М.Орлов и С. Волконский, дети из аристократических фамилий: Голицыны, Нарышкины, Меншиковы, сюда были отданы Александр и Константин Бенкнедорфы, сыновья подруги императрицы Марии Федоровны, лезшие из кожи, чтобы попасть в аристократию. Пушкин многое знал о пансионе Николя. И не только по разговорам современников - его самого в 1811 году собирались поместить в «Иезуитский коллегиум в Петербурге». Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В них заключались дети от 7 до 9-летнего возраста, которые, пробыв в училище 7 лет, переводились для довершения воспитания в высшие кадетские корпуса. Военное поприще представлялось настолько естественным для дворянина, что отсутствие этой черты в биографии должно было иметь какое- либо специальное объяснение.

Большинство штатских чиновников или дворян имели в своей биографии хотя бы краткий период, когда они носили военный мундир. Достаточно просто посмотреть список знакомых Пушкина, чтобы убедиться в этом. На таком фоне биография Онегина приобретала демонстративный оттенок, ускользая от внимания современного читателя. Характер образования был, как правило, связан с тем родом службы, для которого родители предназначали своего сына. Штатская служба в престижном отношении стояла значительно ниже военной. К наиболее благородным относили дипломатическую службу.

Герой пушкинского романа получил только домашнее образование. Онегин, как это было уже сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16-17 лет. Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу сверстников. Служба органически входила в дворянское понятие чести, становясь ценностью этического порядка и связываясь с патриотизмом. Представление о службе как о высоком служении общественному благу и противопоставление ее прислуживанию «лицам» создавало переход от дворянского патриотизма к декабристской формуле Чацкого - «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Право не служить, быть «сам большой» и оставаться верным «науке первой» - чтить самого себя стало заповедью зрелого Пушкина. Известно, как упорно Николай I заставлял Вяземского служить в министерстве финансов, Герцена - в провинциальной канцелярии, Полетаева - в солдатах, и к каким трагическим последствиям привела самого Пушкина придворная служба.

В свете сказанного видно, что: во-первых, Онегин никогда не служил, не имел чина, не было неважным и случайным признаком - эта важная и заметная современникам черта. Во-вторых, черта эта по-разному просматривалась в свете различных культурных перспектив, бросая на героя то сатирический, то глубоко интимный для автора отсвет. Не менее бессистемный характер носило образование молодой дворянки. Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном образовании мальчика- дворянина: из рук крепостной нянюшки, заменявшей в этом случае крепостного дядьку, девочка поступала под надзор гувернантки - чаще всего француженки, иногда англичанки.

* …Ей рано нравились романы,
* Они ей заменяли все;
* Она влюблялась в обманы
* Итак, писала по-французски…
* Доныне дамская любовь
* Не изъяснялась по-русски,
* Доныне гордый наш язык
* К почтовой прозе не привык…

Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена». В семьях, где нанять хорошую гувернантку не было средств, а дать образование девушке все же считали необходимым, прибегали к пансионам. Наиболее известными государственными учебными заведениями этого типа были Смольный институт благородных девиц а аналогичный ему Екатерининский институт. Другую возможность представляли частные пансионы. Именно такое воспитание Пушкин дал героине романа «Граф Нулин»: «… к несчастию Наталья Павловна совсем Своей хозяйственною частью Не занималася; затем, Что не в отеческом законе Она воспитана была, А в благородном пансионе У эмигрантки Фальбала…»

В мемуарах той поры мы находим интересные описания таких пансионов. В качестве особого преподавались светские манеры, причем тренировка строилась по всем правилам театральных репетиций: воспитанницы в учебных сценках разучивали типичные ситуации светского поведения. Таким образом, вырабатывался тип двойного поведения - театрализованного - в «парадных» ситуациях, и - «помещичьего» - в обыденных. Причем первое доминировало до замужества, второе - после. Пушкин колебался в том, какой тип воспитанницы дать дочерям Прасковьи Лариной. Строки «Графа Нулина» были написаны в сроки, близкие к работе над центральными главами романа, в которых затрагивалась тема образования Татьяны и Ольги. Однако глубокая разница в отношении автора к героиням этих двух произведений исключала возможность одинакового воспитания. Первоначально Пушкин думал вообще дать своим героиням чисто отечественное образование:

* …Ни дура английской породы
* Ни своенравная мамзель
* Не баловали Ольги милой
* Фадеевна рукою хилой
* Ее качала колыбель
* Стлала ей детскую постель
* Помилуй мя читать учила
* Гуляла с нею средь ночей
* Бову рассказывала ей…

Однако в дальнейшем (одновременно с переносом сюжетного акцента с Ольги на Татьяну) характер воспитания изменился. Культурный облик Татьяны был приближен к кругозору соседок автора по Михайловскому-Тригорских барышень. Хотя Пушкин и сделал старшую Ларину тезкой Прасковьи Осиповой, это были, конечно, женщины совершенно различного культурного склада. Осипова не только смогла добиться того, чтобы ее дочери выросли литературно образованными, владеющими французским и английским языками, но и сама, будучи зрелой женщиной, продолжала свое образование. Этим она нарушила твердое убеждение своей среды в том, что самоцельный интерес к науке достоин лишь разночинца, дворянин же учится до получения первого чина, а дворянка - лишь до замужества (вернее, до начала выездов в свет»).

Нарушение этого правила позволялось лишь в отдельных случаях, как чудачество большого вельможи или академика в чепце». Однако, засвидетельствовав, что Татьяна в совершенстве знала французский язык, и, следовательно, заставив нас предполагать наличие в ее жизни гувернантки- француженки, автор предпочел прямо не упомянуть об этом. На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века мир женщины» выступал как некоторая обособленная среда, обладающая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностно и значительно чаще, чем для юношей, домашним.

Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пением и игрой на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности.

Похожие сочинения

  1. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  2. Объяснение Онегина с Татьяной в саду
    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина .) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...смотреть целиком
  3. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
    Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее — наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина,...смотреть целиком
  4. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  5. «Образ страдающего эгоиста» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Чем больше ты себя любишь, тем большим врагом самому себе становишься. М. Эбнер-Эшенбах Скука – наш самый большой враг Вольтер В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов...смотреть целиком
  6. Развернутые планы сочинений к роману
    Лирические отступления и их место в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе....смотреть целиком
  7. "Я так люблю Татьяну милую мою!.." (2)
    “Евгений Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, — писал Белинский. И действительно, поэт на этот раз открывает нам душу,...смотреть целиком