Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества. Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителен. Тут «необходимые глупцы», и «на всё сердитые господам и «диктаторы бальные» и «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся девицы.

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

Всё в них так бледно, равнодушно,

* Они клевещут даже СКУЧНО;
* В бесплодной сухости речей.
* Расспросов, сплетен и вестей
* Не вспыхнет мысли в белы СУТКИ,
* Хоть невзначай, хоть наобум…

Третья группа дворянства, представленного в романе,— это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков, Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине. Поэт беспощаден в своём сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг» хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Так же привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».

Похожие сочинения

  1. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  2. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  3. ТАТЬЯНА - МИЛЫЙ ИДЕАЛ (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...смотреть целиком
  4. Проблемы смысла жизни, счастья, долга в романе "Евгений Онегин".
    В творчестве Александра Сергеевича Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает особое место. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это время было весьма сложным в истории России. События 14 декабря 1825 года круто повернули историю...смотреть целиком
  5. Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя.
    Пушкин и Гоголь – великие русские писатели 19 века. Заметное место в их творчестве занимает изображение быта высшего слоя общества. И Пушкин, И Гоголь, каждый из показывает его по-своему. Роман \\\"Евгений Онегин\\\", мне кажется,...смотреть целиком
  6. «Она не ведает обмана и верит избранной мечте» (образ Татьяны в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин».)
    Образ Татьяны Лариной — один из самых известных и неординарных женских образов в русской литературе. Знакомя читателя с Татьяной, Автор (я пишу слово “Автор” с большой буквы, поскольку в романе это — полноправное действующее лицо) спешит подчеркнуть,...смотреть целиком
  7. Образ Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»
    Читая роман “Евгений Онегин”, восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной молодежи...смотреть целиком