По замыслу А. С. Пушкина, после издания основного текста литературное произведение в стихах «Евгений Онегин» отдельно была издана глава о путешествии Онегина по России. После дуэли с Ленским Евгений уезжает в Нижний Новгород, потом в Астрахань, оттуда на Кавказ; посещает Тавриду и Одессу.

Нижний Новгород произвел на Онегина впечатление города, где

Всяк суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

Критический ум Евгения прекрасно осознает эти пороки жителей Нижнего Новгорода, и город не вызывает в нем никаких эмоций, кроме тоски.

Евгений Онегин едет в Астрахань и оттуда на Кавказ, где его преследуют «горьки размышленья» о смысле жизни. Он сожалеет о том, что он «в грудь не ранен», что он «не хилый... старик», что он не скован параличом, и с горечью восклицает:

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать?

Снова в душе героя только «тоска, тоска!».

Онегин посещает Тавриду. Но здесь автор произведения оставляет своего героя и погружается в воспоминанья о своих первых впечатлениях об этих местах, когда он, на три года раньше Онегина, странствовал «в той же стороне». Воспоминания навевают мысли о бренности всего сущего, о постоянных изменениях во всем мире и в душе каждого человека:

Какие б чувства ни таились

Тогда во мне - теперь их нет:

Они прошли иль изменились...

Изменились также и взгляды Пушкина на поэзию. Раньше «бесконечный шум» бахчисарайского фонтана навевал иные, по сравнению с нынешними, мысли автор произведенияу: героиня его поэмы «Бахчисарайский фонтан» Зарема - литературное произведениетический образ. Теперь же Пушкин восклицает: «Иные нужны мне картины...» Его «идеал теперь - хозяйка», его «желания - покой, / Да щей горшок, да сам - большой».

Изображать в литературном произведении «прозаические бредни» может только писатель-реалист, каким теперь стал Пушкин. Споря с «очаровательным пером» Туманского, автор произведения описывает Одессу, где ему довелось жить, именно реалистически: он дает конкретное неидеализированное описание города.

Пушкина интересует многонациональность города, так как в творчестве ему свойственно перевоплощаться в представителей других народов, других эпох и культур.

Далее Пушкин описывает свой день, начиная с «пушки зоревой» и заканчивая «немой ночью», и сравнивает его с днем Онегина. Скучающий, больной «русскою хандрою» Онегин противопоставляется пирующим Пушкину и его друзьям - «ребятам без печали». В их душах преобладает радость, наслаждение жизнью - священным даром, данным людям Богом, которым надо дорожить и наслаждаться.

Когда «темнеет вечер синий», Пушкин едет в театр. Там он наслаждается «упоительным», «вечно новым» Россини, великолепными звуками, которые не позволено «с вином равнять», и другими очарованиями театра: «закулисными свиданьями», балетом, созерцанием «негоциантки молодой» и prima donna. Но «финал гремит; пустеет зала», и на землю спускается ночь, всходит луна, и «прозрачно-легкая завеса объемлет небо», как бы опуская занавес жизни, на сцене которой проходила чья-то очередная судьба.

Последнюю фразу этой главы, реплику автор произведенияа: «Итак, я жил тогда в Одессе...» можно считать последней фразой произведения. Эти слова подчеркивают, что финал литературное произведениеа открытый, что с концом одного сюжета обязательно начинается новый. Это закономерность жизни: одно поколение сменяется другим, одна история жизни уже завершалась, а другая только начинается! «Тебе я место уступаю, / Мне время тлеть, тебе цвести» («Дорожные жалобы»).

Глава литературное произведениеа о путешествии Евгения Онегина занимает важное место в сюжете и композиции, многие мотивы этой главы перекликаются с мотивами лирики Пушкина.


Я считаю, что роль Пушкина в литературное произведениее «Евгений Онегин» ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к литературное произведениеу Пушкин пишет, что его произведение это не только «собранье пестрых глав», но и собранье пестрых душевных состояний самого поэта. И становится ясно, что Пушкин собирается уделить себе не меньше внимания, чем другим героям. Пушкин является особым героем, значение которого трудно переоценить. Как и все действующие лица, Пушкин изменяется на протяжении всего литературное произведениеа. «Евгений Онегин» писался Пушкиным очень долго, и от первой до последней главы поэт меняется. В первой главе Пушкин молод душой, он восхищается балами, весельем, танцами. Но, как бы отдавая дань литературное произведениетизму, он играет роль молодого человека, разочаровавшегося в жизни, и пишет: «Увы, на разные забавы я много жизни погубил». Мне кажется, что на самом деле Пушкин так не думает, ведь он пишет: «Люблю я бешеную младость». Во второй главе Пушкин жалеет, что пишет свой литературное произведение в стихах, ведь он мог бы просто пересказать «преданья русского семейства». Я думаю, что это ирония, Пушкин шутит, но не надо забывать, что в каждой шутке есть доля правды. Дальше от главы к главе поэт устает, вплоть до того, что говорит в пятой главе: «Лета к суровой прозе клонят, лета шальную рифму гонят, и я со вздохом признаюсь, за ней ленивей волочусь».

В этой же главе поэт как бы расстается с молодостью. От первой до последней главы Пушкин физически стареет, у него изменяется представление о жизни: он уже на так легкомыслен. Поэтому трудно дописывать литературное произведение, у него даже есть такие строки: «Вперед, вперед, моя история», — он как бы из последних сил доканчивает литературное произведение, как будто бежит на финишной прямой.
Литературное произведение наполнен лирическими отступлениями, занимающими достаточно большой объем в произведении. В них Пушкин охватывает широкий круг проблем: от житейских до философских. Поэт пытается говорить о смерти, порой даже кажется, что он говорит об этом под впечатлением державинских стихов. Но даже говоря о вещах столь серьезных, поэт все переводит в легкую иронию.

Пушкин много говорит о Москве, он любит ее: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Пушкин много говорит о любви, рассказывает, как вести себя с женщинами: «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей». В пятой главе литературное произведениеа Пушкин пишет, что в произведении много отступлений, и это ему мешает описывать то, что он считает нужным («и эту пятую тетрадь от отступлений очищать»). Лирические отступления показывают проблемы, волновавшие поэта. От первой главы к последней Пример сочинениятика отступлений становится все серьезнее. От балов и веселий до вопросов смысла жизни. Это тоже доказывает приход человеческой зрелости поэта.

Пушкин детально описывает своих героев, представляя их как хорошо знакомых ему людей. Онегин — давний друг Пушкина. Поэт описывает детство Онегина как человек, все про него знающий. Читатель верит, что Пушкин сравнивает себя с Онегиным: Онегин любит «бордо», поэт тоже, но возраст не позволяет ему наслаждаться им. Пушкин иронизирует по этому поводу: как бы, мол, читатель не спутал его с Онегиным.
Ленский — это объект пушкинских шуток. Поэт постоянно иронизирует и издевается над его «всегда восторженной речью». Есть момент, где Пушкин пишет, что будто бы завидует возможности Ленского читать свои стихи Ольге, в то же время он пишет, что читает свои стихи только няне. Это чистейшей воды ирония, еще одна издевка над поэтическим талантом Ленского, ведь Пушкин прекрасно знает себе цену.
Единственный герой произведения, над которым не иронизирует Пушкин, — это Татьяна. «Ты в руки модного тирана уж отдала свою судьбу». Для Пушкина свято то, что связано с Татьяной. «Его я свято берегу», — говорит он о ее письме. Каждому герою Пушкин отдает какие-то свои качества, а качества Татьяны — это лучшее, чем обладал Пушкин.
Литературное произведение читается в форме диалога. Потому что Пушкин-рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа «мой читатель», «мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

В конце первой главы Пушкин иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот литературное произведение:

Чтобы насмешливый читатель... Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет...

Однако, несмотря на эту иронию, сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение так точно присутствуют на страницах «Евгения Онегина», что, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого литературное произведениеа является именно Пушкин.