В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо поразивших его пли бывших его друзьями, - Чаадаев, Дельвиг, Баратынский, Вяземский, Наполеон, Руссо, Вольтер, Байрон. Воображение поэта провидит светлое будущее страны, когда

* Шоссе Россию здесь и тут,
* Соединив, пересекут,
* Мосты чугунные чрез поды
* Шагнут широкою дугой,
* Раздвинем горы, под водой
* Пророем дерзостные своды…

Лирические отступления романа содержат характеристики героев, оценки сюжетных ситуаций романа. Они важны также для восприятия образа самого автора - друга героев романа. По существу лирические отступления представляют собой публицистику романа. Они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция «Евгения Онегина» с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XX в.

В романтической поэме композиционным центром является один герой, носитель авторского замысла, воплощающей в себе основную идею поэмы; все остальные персонажи занимают как бы подчиненное главному герою место, они «играют» на него. Пушкин вводит не одного, а двух главных героев, за которыми стоят еще два второстепенных, но полностью раскрытых персонажа, а за ними встает целая галерея эпизодических фигур. И каждый из персонажей, способствуя характеристике главных героев, получает и свое объективное жизненное оправдание, являясь необходимой частью социально-исторической действительности. Продолжая параллель со сценой, можно сказать, что все они, не только главные герои, играют, составляя «ансамбль», в котором даже маленький персонаж является необходимой частью целого. Так будет и в лучших романах после Пушкина.

Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа Пушкина. Поэт изобретает для «Евгения Онегина» специальную строфу, состоящую из 14 стихов, рифмующихся по определенной схеме. Но ни принятая Пушкиным композиция строф, ни то, что весь роман написан четырехстопным ямбом, не мешают бесконечному разнообразию оригинальных рифм и ритмических вариаций ямба. Стих Пушкина нередко самой своей мелодией сливается с содержанием образов, создаваемых поэтом:
* Однообразный и безумный,
* Как вихорь жизни молодой,
* Кружится вальса вихорь шумный;
* Чета мелькает за нотой.
* Пушкин прибегает и к звукописи, подчеркивая, детали художественного образа самим звучанием слова;
* Мазурка раздалась. Бывало,
* Когда гремел мазурки гром,
* В огромной зале все дрожало,
* Паркет трещал под каблуком,
* Тряслись, дребезжали рамы.

Художественная манера Пушкина в романе - точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. Пушкин всегда очень точен в изображении деталей. Он но прибегает ни к каким нарочитым эффектам, к которым побили прибегать романтики. Даже в изображении таких сцен, как дуэль, нет и тени мелодраматизма. Пушкин но впадает и в чувствительность, присущую сентиментализму. Имеете с тем необычайно разнообразны эмоциональные топа романа - от сожаления до гнева, от добродушной улыбки до горькой иронии и сатирических интонаций. Но преобладающий тон романа - грусть, светлая печаль, говоря словами самого поэта.

Этой светлой печалью проникнут роман. Она не повергает читателя в отчаяние, не порождает безысходной тоски, не отвращает его от жизни. Как ни трагична жизнь, как ни печально складываются судьбы героев, нельзя падать духом. Роман исполнен веры в жизнь, в человека, в будущее. Оценивая историческое значение романа Пушкина, Л. М. Горький пишет: «Онегин как тип только что слагался в 20-х годах, но поэт тотчас же усмотрел эту психику, изучил ее, понял и написал первый русский реалистический роман - роман, который помимо неувядаемой красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг».

Похожие сочинения

  1. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  2. Письмо Татьяны и письмо Онегина в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Несмотря на то, что роман носит на себе имя сво­его героя,— в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна»,— справедливо писал в одной и своих ста­тей о «Евгении Онегине» В. Г. Белинский. Именно чувства Татьяны и Евгения стали сюжетным ядром произведения,...смотреть целиком
  3. ТАТЬЯНА - МИЛЫЙ ИДЕАЛ (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...смотреть целиком
  4. Анализ восьмой главы романа «Евгений Онегин»
    План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну;...смотреть целиком
  5. Как изменилась Татьяна? (сочинение-миниатюра по роману «Евгений Онегин А. С. Пушкина)  Новое!
    Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. К этому вре­мени она была уже замужем, стала светской дамой, княгиней, всеобщее уважение и преклонение встречает она в высшем свете. Но как она относится к роскоши, ее окружающей, к своим успехам в...смотреть целиком
  6. Наука страсти нежной и подлинная любовь в жизни Онегина
    В первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни — пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждого...смотреть целиком
  7. Литературный герой в романе «Евгений Онегин»
    Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите, о ваших товарищах вы тоже судите по «школьным характеристикам»? Вряд ли: суждения о...смотреть целиком