В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо поразивших его пли бывших его друзьями, - Чаадаев, Дельвиг, Баратынский, Вяземский, Наполеон, Руссо, Вольтер, Байрон. Воображение поэта провидит светлое будущее страны, когда

* Шоссе Россию здесь и тут,
* Соединив, пересекут,
* Мосты чугунные чрез поды
* Шагнут широкою дугой,
* Раздвинем горы, под водой
* Пророем дерзостные своды…

Лирические отступления романа содержат характеристики героев, оценки сюжетных ситуаций романа. Они важны также для восприятия образа самого автора - друга героев романа. По существу лирические отступления представляют собой публицистику романа. Они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция «Евгения Онегина» с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XX в.

В романтической поэме композиционным центром является один герой, носитель авторского замысла, воплощающей в себе основную идею поэмы; все остальные персонажи занимают как бы подчиненное главному герою место, они «играют» на него. Пушкин вводит не одного, а двух главных героев, за которыми стоят еще два второстепенных, но полностью раскрытых персонажа, а за ними встает целая галерея эпизодических фигур. И каждый из персонажей, способствуя характеристике главных героев, получает и свое объективное жизненное оправдание, являясь необходимой частью социально-исторической действительности. Продолжая параллель со сценой, можно сказать, что все они, не только главные герои, играют, составляя «ансамбль», в котором даже маленький персонаж является необходимой частью целого. Так будет и в лучших романах после Пушкина.

Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа Пушкина. Поэт изобретает для «Евгения Онегина» специальную строфу, состоящую из 14 стихов, рифмующихся по определенной схеме. Но ни принятая Пушкиным композиция строф, ни то, что весь роман написан четырехстопным ямбом, не мешают бесконечному разнообразию оригинальных рифм и ритмических вариаций ямба. Стих Пушкина нередко самой своей мелодией сливается с содержанием образов, создаваемых поэтом:




* Однообразный и безумный,
* Как вихорь жизни молодой,
* Кружится вальса вихорь шумный;
* Чета мелькает за нотой.
* Пушкин прибегает и к звукописи, подчеркивая, детали художественного образа самим звучанием слова;
* Мазурка раздалась. Бывало,
* Когда гремел мазурки гром,
* В огромной зале все дрожало,
* Паркет трещал под каблуком,
* Тряслись, дребезжали рамы.

Художественная манера Пушкина в романе - точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. Пушкин всегда очень точен в изображении деталей. Он но прибегает ни к каким нарочитым эффектам, к которым побили прибегать романтики. Даже в изображении таких сцен, как дуэль, нет и тени мелодраматизма. Пушкин но впадает и в чувствительность, присущую сентиментализму. Имеете с тем необычайно разнообразны эмоциональные топа романа - от сожаления до гнева, от добродушной улыбки до горькой иронии и сатирических интонаций. Но преобладающий тон романа - грусть, светлая печаль, говоря словами самого поэта.

Этой светлой печалью проникнут роман. Она не повергает читателя в отчаяние, не порождает безысходной тоски, не отвращает его от жизни. Как ни трагична жизнь, как ни печально складываются судьбы героев, нельзя падать духом. Роман исполнен веры в жизнь, в человека, в будущее. Оценивая историческое значение романа Пушкина, Л. М. Горький пишет: «Онегин как тип только что слагался в 20-х годах, но поэт тотчас же усмотрел эту психику, изучил ее, понял и написал первый русский реалистический роман - роман, который помимо неувядаемой красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг».

Похожие сочинения

  1. Образ Онегина в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей....смотреть целиком
  2. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  3. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  4. Духовная эволюция Евгения Онегина
    В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается...смотреть целиком
  5. Почему Татьяна - «русская душою»  Новое!
    Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных....смотреть целиком
  6. Построение повествовательной часть романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина  Новое!
    Повествовательная часть романа построена по четкому и стройному плану. Первая и вторая главы — широко развернутая экспозиция: автор знакомит нас с главными героями своего романа, дает им характеристику на фоне быта: в первой главе — Онегину, во второй...смотреть целиком
  7. Высокое душевное благородство Татьяны в романе «Евгений Онегин»  Новое!
    Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически восклицает: «Вот...смотреть целиком