В стихах Пушкина, справедливо замечает Н. А. Добролюбов, продолжая в этом отношении выводы Белинского, «впервые открылся нам действительный русский мир». «Открытие» в «Евгении Онегине» русской .действительности «русского«мира» - не только имело важнейшее познавательное значение, но и было снизано с целым переворотом в области традиционных эстетических представлений и понятий, с замечательным расширением границ самого предмета художественного изображения, круга явлении действительности, достойных поэтического отображения, допускаемых в сферу искусства.

Во времена Пушкина бытовали представления, сложившиеся еще в эпоху классицизма, о том, что предметом поэзии должно быть только «изящная» природа; наоборот, «низкая природа» - все обыденное, «прозаическое» - находится за пределами художественной литературы. Исключение делалось только для сатирических жанров, поскольку их целью было не воспевание, а обличение. Автор «Евгения Онегина» - произведения в целом отнюдь не сатирического - стирает всякие различия между «изящной» и «низкой» природой. В его роман наряду с «поэзией» хлынула широким–потоком и «проза» - жизнь как она есть, со всеми ее красками и оттенками, с праздничным и обыденным, патетическим и смешным, трогательным и ничтожным, высокими поэтическими порывами и житейским «пестрым сором» - «прозаическими бреднями», мелкими будничными дрязгами, бытовыми деталями. Но вместе с тем этой «прозе» автор «Евгения Онегина» сумел придать высокое поэтическое достоинство; сумел, говоря словами Добролюбова, «представить… ту самую жизнь, которая у нас существует, и представить именно так, как она является на деле», «не компрометируя искусства».

В осуществлении своего новаторского творческого замысла поэту пришлось пойти совершенно новыми, непроторенными путями. Строфы «Евгения Онегина» полны полемики со всеми существовавшими в ту пору основными литературными направлениями, школами и традициями (классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, почти всеми типами романа). В то же время для «поэзии действительности» необходимо было создавать новые способы и средства выразительности, разрабатывать новые художественные приемы, наконец, соответственным образом преобразовывать самый материал искусства слова - русский литературный язык. И в пушкинском романе это было замечательно осуществлено. Изображению полноты жизни, сложности и многообразия ее проявлений соответствуют «пестрые главы» романа - «полусмешные, полупечальные, простонародные, идеальные».
Многообразию жанровых и стилевых элементов соответствует разнообразие поэтического языка. В «Евгении Онегине» использовано все богатство общенародного языка, вся стихия русской речи. Слог романа, точно, ясно и просто, без излишних поэтических украшений, «вялых метафор», обозначающий предметы «вещного» мира, выражающий мысли и чувства человека и вместе с тем бесконечно поэтичный в этой своей простоте, является замечательным явлением реалистического искусства слова. В выработке норм русского национального языка, что является одной из важнейших задач, осуществленных творческим гением Пушкина, роману в стихах принадлежит исключительно важное место.

С целью вместить в свое произведение все многообразие действительности и вместе с тем сообщить ему необходимое единство Пушкин применяет и соответствующую стихотворную форму.

Но авторское начало в «Евгении Онегине» не ведет, как это было у сентименталистов и романтиков, к произвольному смешению субъективного и объективного планов, к подмене одного другим. Особенно рельефно новаторство Пушкина проступает в приемах характеристики героев. В пушкинских романтических поэмах характеристика складывалась в основном из авторского повествования и рассказа-монолога героя о самом себе. В «Евгении Онегине» мы сталкиваемся с исключительным богатством приемов характеристики героев. Так, образ Онегина раскрывается перед читателем посредством его речей, размышлений, выступающих и т. д.

Похожие сочинения

  1. Образ "страдающего эгоиста" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
    Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....смотреть целиком
  2. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  3. Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
    Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево. Пифагор Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались...смотреть целиком
  4. Характеристика Ольги Лариной  Новое!
    Об Ольге можно сказать менее других, и не только потому, что А. С. Пушкин уделил ей меньше внимания, нежели прочим героям. Собственно, он описал её максимально полно; другое де­ло, что её характер исчерпал себя слишком быстро и не предоста­вил никаких...смотреть целиком
  5. ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
    "Евгений Онегин", пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: "Вот стихи, а все понятно, все на русском языке". Язык этого романа (в широком смысле, не только...смотреть целиком
  6. Москва и Петербург на страницах романа А. Пушкина «Евгений Онегин»
    В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении представлена жизнь всех слоев населения России начала XIX века, широта ох­вата действительности необычайна. В первой главе автор...смотреть целиком
  7. Образ Татьяны Лариной (1)
    «Скажи: которая Татьяна?» — Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна. А. С. Пушкин Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» открыл современникам тип молодого человека 20-х годов XIX века, но Белинский ставил еще...смотреть целиком