Все тихо, просто было в ней...

А. С. Пушкин

На первый взгляд непонятно, почему Пушкин, всю жизнь влюблявшийся в блес­тящих светских красавиц, называет своим идеалом скромную и серьезную Татьяну Ларину. Наверное, как и всякому человеку, ему хотелось надежности, верности, пре­данности, которые легче было найти в неиспорченной деревенской девушке, ценив­шей книги и природу больше светских забав. Именно этого он напрасно ждал от На­тальи Гончаровой, барышни из Полотняного Завода.

Присмотримся поближе к Татьяне. Вот какой предстает она перед Онегиным:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Уже в детстве не игры с другими девочками, не куклы, а природа манила к себе ее:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод, И тихо
край земли светлеет...

Татьяна раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. От матери она унаследовала пристрастие к французским романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

При этом, как и многие другие русские барышни, Татьяна «верила преданьям про­стонародной старины». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстию к французским книжкам ... возможен только в русской женщине. Весь внут­ренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал», — отмечал В. Г. Белинский. Воображение Татьяны рисовало романтического героя, стать которым не мог никто из дворян-соседей. Ее душа ждала чего-то более возвышенного:
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна сумела почувствовать незаурядность Онегина. И эта девочка, воспитан­ная в духе «хороших манер», совершает настоящий героический поступок — первая признается в любви. Пушкин восхищается ее открытой прямотой, сравнивая Татьяну с манерными и искушенными светскими дамами:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим —
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем...

Естественность и человечность, присущие Татьяне, при первом столкновении с жизнью пришли в движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Она пишет пись­мо Онегину и ждет объяснения, надеясь на взаимность. Почему же Онегин не спосо­бен ответить на ее любовь? А любовь вообще — загадка, причины ее возникновения не в силах до конца понять никто. И дело не в пресыщенности и бесчувственности души Онегина. Он не любил — вот и весь ответ. Пушкин говорит о своем герое с явной симпатией:Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

После дуэли и отъезда Онегина Татьяна надолго распрощалась с героем своего ро­мана. Чтобы лучше понять его, она стала читать книги, оставшиеся в онегинском доме, пристально всматриваясь в пометки, оставленные Евгением на полях. Ее уязвленное сердце нашептывает:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Если не Онегин, то все равно, кому теперь быть ее избранником. Татьяну везут в Москву, «на ярмарку невест», и выдают замуж за генерала, давнего друга Онегина (а значит, человека далеко не ничтожного). Ко времени случайной встречи на балу с Онегиным она успела превратиться из робкой деревенской барышни в светскую даму:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?

Но в душе она осталась прежней, ценящей выше забав суетного света книги, «ди­кий сад» и могилу няни в своем старом имении. И тут случается еще одно чудо: влюбля­ется, тяжело, безнадежно, уже давно, казалось бы, не умеющей влюбляться Евгений. И пишет отчаянное письмо-признание. Но теперь Татьяна не верит ему, искренности его чувства, полагая, что внезапная любовь вызвана ее положением в свете. Но самое прекрасное в Татьяне — по-прежнему ее прямота и честность:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Так случается в жизни (и в литературе): два человека, созданные друг для друга, ошиблись, и теперь им никогда не быть вместе. И то, что эта история не окончилась пошлой светской интрижкой, — заслуга Татьяны. В ее характере есть внутренняя сила, чистота, надежность — качества, которые могут быть опорой мужу, семье. Такие женщины уезжали за мужьями в сибирскую ссылку, делили все тяготы и невзгоды. Это — настоящий русский характер, которым пленился сам Пушкин и навсегда пле­нил нас в своем романе.
Не нашли то, что искали? Посмотрите

Похожие сочинения

  1. Анализ писем Татьяны и Онегина
    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...смотреть целиком
  2. ТАТЬЯНА - МИЛЫЙ ИДЕАЛ (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...смотреть целиком
  3. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...смотреть целиком
  4. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"
    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего...смотреть целиком
  5. Характеристика образа Владимир Ленский
    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (Роман в стихах, 1823—1831; публ. главами) Владимир Ленский — любовный соперник Онегина. В романе о любви не обойтись без мотива ревности, хотя бы напрасной. Но появление Ленского на страницах романа (он приезжает в деревню...смотреть целиком
  6. Художественные особенности романа А. Пушкина «Евгений Онегин»
    «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтиче­ский образ эпохи XIX века. В. Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией...смотреть целиком
  7. Мое отношение к истории Татьяны Лариной и Евгения Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)  Новое!
    История Онегина и Татьяны не сказка со счастливым концом. Непохожа она и на шекспировскую трагедию, где герои становятся жертвами обстоятельств и гибнут в борьбе с ними. Зато судьба этих героев очень похожа, на правду, на саму жизнь, где все и просто...смотреть целиком