Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период
великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над
романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго
ухаживал, преодолевал трудности, и, наконец, женился на красивейшей женщине – Наталье Гончаровой. Калейдоскоп личных
событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют
детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности.
Написание романа совпало с основными жизненными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со
своими героями – Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении романа
читательское внимание и вызывают интерес.
Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым
ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни «Песни
девушек», которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и
смятение самой Татьяны.
На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми
глазами Татьяны.
Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда «жеманный кот»
накликивает мурлыканием гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, или, наконец, поэзия
русских святок. Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми
оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет
собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но, как ни бережна она по отношению к любимому
человеку, правдивость ее души делает не лицеприятный для Онегина вывод:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

Это очень резкое замечание позволяет сделать следующий существенный вывод. Татьяна выросла духовно, исполняя
порученное ей автором. Это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами
цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям. Но это взросление неправильно истолковано
окружением: «Как быть? Татьяна не дитя…» и дело клонится к решению возможно быстрее «пристроить» старшую дочку, выдать
замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно
подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали вверх над движениями мысли. Татьяну Ларину везут
в Москву, «на ярманку невест», с единственной целью – найти подходящего мужа. Прощание с деревней тягостное и
многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая свобода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?
Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю
характером описания московского света, куда ее привезли.
Москва в жизни Лариной
Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам – соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского
света, - Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут «по родственным обедам» - и ни в ком из родни «не видно перемены». Потом
вывозят на балы, «привозят и в собранье» - всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен,
до обедов, до развлечений. Что переживает Татьяна в Москве: «Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор; но
всех в гостиной занимает такой бессвязный, пошлый вздор; все в них так бледно, равнодушно; они клевещут даже скучно…» И
так каждый день: гости, выезды, встречи. На все это «Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно
здесь…» Она всем чужая, непонятная и не понимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. «Толстый генерал» выбрал себе
жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж – как
религия, один на всю жизнь и непреложен как истина. !
Москва – последний свидетель той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из
Москвы начнется путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней, почитаемой, богатой, знаменитой.
«Свет» изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и примет другие:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!

Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. Был закончен небольшой, но важный период – взросление и
становление личности. Встреча с Онегиным – первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами,
которые волновали Онегина, чтение его книг, явились первым важным этапом в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела
ее в свет, кардинально изменила мировосприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать
Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет. Вся дальнейшая жизнь, принимая во внимание особенности
личности Лариной, уже не предоставит ей такого шанса:
Но я другому отдана
И буду век ему верна!
Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу – безответная любовь, брак не по воле сердца,
а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить течения событий, привычного для эпохи века минувшего.
Татьяна не смогла устоять против «света» и покорилась. И путь в это преклонение начался в тот момент, когда она
безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.

Похожие сочинения

  1. Две встречи Татьяны и Онегина
    «Евгений Онегин» — произведение о любви. Любовь у Пушкина — высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила...смотреть целиком
  2. Образ Евгения Онегина
    Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...смотреть целиком
  3. Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
    «Как он устав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты» – так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора, живого человека силой поэтического таланта автора. В...смотреть целиком
  4. "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ"
    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...смотреть целиком
  5. Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»
    Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно...смотреть целиком
  6. Герои Пушкина в смене эпох и в восприятии читательских поколений
    В марте 1833 года вышло из печати первое полное издание романа. Герои Пушкина вошли в большой мир отношений, возбуждая разные толки, отклики, оценки и самые противоречивые мнения. Понимание «Евгения Онегина» и изложил свое мнение в цикле статей «Сочинения...смотреть целиком
  7. В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически  Новое!
    Онегин и Татьяна, главные герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», связаны между собой историей любви. Каждый из них проходит эволюцию в течение всего романа, внутренне изменяется. В начале произведения мы можем узнать, что Евгений Онегин – типичный...смотреть целиком