Татьяна Ларина — любимая героиня А. С. Пушкина, в которой воплощено истинно русское женское начало: нежность и сдержанность, искренность и застенчивость, верность и страстность. Полюбив раз и навсегда, она «не ведает обмана» и признается Онегину в своем чувстве. Не понятая героем, одинокая, после трагической гибели Ленского и отъезда Онегина Татьяна находится на перепутье: «в глуши лесов остаться ей» или сменить «милый, тихий свет на шум блистательных сует». Но она также понимает: нельзя провести жизнь в глуши в бесконечных, бесплодных воспоминаниях— она должна выполнить свое изначальное предназначение— быть женщиной, женой, матерью. Выбор Татьяны — высший нравственный выбор.
Оставляя навсегда все, что ей дорого, она просит прощения. «Прости ж и ты, моя свобода!» — говорит героиня, чувствуя, что нигде и никогда ее сердцу не будет так вольно, как в «уединенном уголке». Неслучайно потом, в Москве, она постоянно обращается мыслями «к жизни полевой... к своим цветам, к своим романам». Поездка в Москву — начало новой жизни героини, новой Татьяны, которая должна
На суд взыскательному свету Представить ясные черты Провинциальной простоты...

Москва предстает перед читателем как патриархальная столица. Вначале трудно понять, в чьем восприятии дано описание города. Едва ли Татьяна могла заметить и оценить красоту столицы. Это автор восхищается Москвой и ее древней историей. «Старинные главы» с крестами золотыми, вид «церквей и колоколен, садов, чертогов полукруг», воспоминания о Наполеоне, Петровском замке — «свидетеле падшей славы» — умиляют автора. Но погруженную в раздумья и воспоминания Татьяну, сердце которой еще пылает любовью к Онегину, утомляет «прогулка» через окраины и центр Москвы: от Петровского замка, через Тверскую до «Харитонья в переулке». Столица — иной мир, новый свет — не радует Таню.

Москва — как бы промежуточный этап жизни героини. Автор любит и жалеет ее, потому словно дает ей время адаптироваться к светской жизни. В атмосфере радушия «тетушек», простоты «родственных обедов» она получает возможность приглушить сердечную боль и тоску по тем местам, «где он являлся ей». Татьяне трудно отрешиться от воспоминаний, «ей нехорошо на новоселье», поэтому героиня мало присматривается к окружающим. Но ее оценивают все. Девушки, «младые фации Москвы», довольно пристрастны к возможной сопернице на «ярмарке невест» и критичны по отношению к ней:
Ее находят что-то странной, Провинциальной и жеманной, И что-то бледной и худой...

Однако преобладающие в барышнях радушие и простосердечие побеждают первоначальный настороженный интерес, и героиню принимают в свой круг, ей «поверяют нараспев сердечны тайны». Девичьи секреты и признания, может быть, и тронули бы «Татьяну прежнюю», но теперь ей, повзроо- левшей, «невинные беседы» кажутся «лепетаньем», и героиня «речи слышит без участья». В ее сердце живет настоящая тайна, которую нельзя поверить никому, — любовь к Онегину.


«Архивны юноши» более строги к Тане: привыкнув судить по одежке и не видя скрытой от поверхностного взгляда красоты девушки, они о ней «неблагосклонно говорят».
Московское общество нарисовано сатирическими красками, но это не злая сатира, а, скорее, ирония над отсталостью и застоем: это Москва, опустевшая и утратившая после 14 декабря 1825 г. блестящих представителей интеллигенции. Упадок ощущается и в культурной жизни: в противоположность блеску театрального Петербурга здесь «Мельпомены бурной протяжный раздается вой» и «Талия тихонько дремлет». Ничто в Москве не трогает героиню, не обогащает ее душу, где она безмолвно хранит «заветный клад и слез и счастья» — самое ценное и дорогое, что есть у нее в жизни. Стараясь не замыкаться на своих переживаниях, «Татьяна вслушаться желает в беседы, в общий разговор», но понимает, что «всех в гостиной занимает... бессвязный пошлый вздор», клевета, сплетни и бесплодные Г с/хие речи, и находит это однообразным и скучным. Состояние Тани в Москве Пушкин передает четким сравнением — «точно как во сне». Действительно, героиня похожа на спящую царевну, однако в глубине ее души рождается отвращение к пошлости и бесцельности жизни:
Волненье света ненавидит; Ей душно здесь...

Московский мир оказывается тесен для сердца, однако героиня, сделавшая свой выбор, готова следовать судьбе. Мы видим Татьяну не растерянной, не старающейся приспособиться к свету, а той же цельной, искренней девушкой со свободной душой и нежным сердцем. Источником ее силы, внутренней свободы являются любовь— к полям, земле, книгам — и сознание своего долга перед семьей и самой собой. Если в пятой главе автор подчеркивал наивность Татьяны, ее приверженность к «простонародной старине», то в седьмой главе в героине явно преобладает именно стремление к духовной, интеллектуальной жизни. Неслучайно поэтому с Таней появляются люди, выделяющиеся из московского общества. Например, «какой-то шут печальный» видит в ней чистую, неиспорченную душу и Таню «находит идеальной». Быть может, и сам Пушкин, не раз называвший героиню «милым идеалом», выступает в роли персонажа романа и,
...прислонившись у дверей, Элегию готовит ей.

Не дочки дворян с их невинными беседами и не образованные «архивны юноши» смогли «душу... занять» Татьяне, а приятель автора — поэт Вяземский — один из умнейших людей эпохи. И это тоже неслучайно. Так автор показывает читателю черты новой Татьяны, появление в ней новых качеств, духовных и интеллектуальных, которые позднее привлекут к ней внимание не только света, но и лучших, образованнейших представителей общества.

Московский период — самый короткий в жизни Татьяны Лариной и самый бедный событиями, однако мы не ошибемся, если назовем его этапом взросления героини, очень важным в развитии ее личности. Таня научилась «властвовать собою» и оберегать свой внутренний мир, его сокровища и тайны. Она ясно видит пустоту светской жизни и не прельщается внешним блеском «мишуры», сохраняя в душе изначальную чистоту, возвышенность чувств, искренность и нежность. Как из кокона появляется роскошная бабочка, так из сонной, патриархальной Москвы вышла обновленная Татьяна — будущая «законодательница зал», «величавая» и естественная одновременно.

Похожие сочинения

  1. "РУССКАЯ ХАНДРА"
    Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический...смотреть целиком
  2. Почему Татьяна —«милый идеал» А. С. Пушкина?
    Многие критики, в частности Белинский задавались вопросом, почему пушкинский роман назван “Евгений Онегин”, а не “Татьяна Ларина”, ибо поэт не раз называет Татьяну своей любимой героиней, “милым идеалом”. Пушкин отождествляет ее со своей “ласковой музой,...смотреть целиком
  3. Двойственность изображения светского общества в романе «Евгений Онегин»
    Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве. Особое внимание автор романа уделяет петербургскому...смотреть целиком
  4. Образ и характеристика Татьяны в романе в стихах «Евгений Онегин»
    Татьяна. Героиня романа противопоставлена Онегину. Она окружена русской природой, миром русского фольклора, что подчеркивается преимущественно русской лексикой, значительным уменьшением иноязычных слов, которых так много было в 1-й главе, где речь шла...смотреть целиком
  5. Наука страсти нежной и подлинная любовь в жизни Онегина
    В первой главе романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы знакомимся с главным героем, узнаем о его жизни — пустой и бессмысленной. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами составляют содержание едва ли не каждого...смотреть целиком
  6. Дуэль Онегина и Ленского(По роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин»)
    Дуэль Онегина и Ленского — самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Онегин — в лучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца и бретер. В романе нет указаний на это. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также...смотреть целиком
  7. Софья Фамусова,Татьяна Ларина и другие женские образы
    Женские образы в литературе XIX века Женские образы в литературе XIX в. Литература – это источник, откуда мы, читатели, черпаем информацию о той или иной эпохе. Произведения XVIII в. - начала XIX в. дают нам возможность ярко, красочно воспроизвести картину...смотреть целиком