Потому-то мир, окружающий героев романа «Евгений Онегин»,— это необычайно богатый и сложный мир. Пушкинское повествование духовно обогащает читателя. Поэт как бы приглашает читателя совместно поразмышлять о том, что совершается в жиани общества и в человеческих душах. И тогда множество новых мыслей возникает у читателя. Его охватывают чувства, которые он раньше либо не испытывал, либо пережил их неполно. Чтение романа Пушкина способствует развитию у читателя любого возраста творческого восприятия мира. Как этого достигает поэт? Чаще всего посредством сочетания сцен личной жизни героев с множеством различных отступлений, в которых осмысляется широкий план общественных отношений. Вот, например, как сочетаются впечатления Онегина о деревне с мыслями поэта о вольной жизни на лоне природы, вне условностей света, вдали от столичной суеты:

Два дня ему казались новы
Уединенные поля.
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сои... .

У него нет большого дела, которое занимало бы его ум и сердце. Оттого ему и скучно. Он живет разобщенно с природой. Для него она не является неисчерпаемым источником прекрасного. А вот о себе поэт сказал иное:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

В общении с природой, вдали от суматохи балов, от честолюбивой погони за славой или чинами он провел, как признается, свои «счастливейшие дни». И хотя роман называется1 по имени главного героя, но тут поэт властно отодвигает его в сторону и снова говорит о себе. Теперь он подчеркивает свое различие с Онегиным и с Байроном. Все тогда были увлечены Байроном. И сам Пушкин в ссылке на юге испытал его влияние. Но вот, работая над реалистическим романом, он иначе взглянул на творения великого английского романтика. Размышляя о собственном творении, Пушкин сознает: это более широкое и объективное изображение жизни. Подобных отступлений в романе множество. Они-то и способствуют расширению границ изображаемого. И одновременно привносят в картину российской действительности, в описания личной жизни героев дух активного поиска истины. Пушкин не только сообщал читателю нечто новое, впервые им замеченное: он учил искать и правильно осмыслять это новое. Он исходил из убеждения, что роман и вообще реалистическая литература — это не просто зеркало жизни, но и средство ее преобразования. Просвещая читателей, увлекая их за собою к познанию тех сил, которые управляли миром, можно также возбуди;ь у них желание вступить в борьбу за изменение действительности на основе справедливости.

Жанр романа возник за много веков до Пушкина. В русской литературе он утвердился еще в середине XVIII века. Сначала русские романисты шли за западными и осваивали их художественный опыт. А потом вступили в творческое соревнование с самыми прославленными из западных романистов. А. Н. Радищев (1749—1802) и Н. М. Карамзин (1766—1826) достигли на этом пути успеха. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) и «Письма русского путешественника» (1792; отдельное издание — в 1797—1802 годах) по праву можно назвать вершиной русского романа допушкинской поры. Пушкин смог подняться еще выше лишь на пути существенного преображения этого жанра. От Радищева и Карамзина до Пушкина возникла, казалось бы, странная пауза, когда, по словам Белинского, «романистов было много, а романов мало»1. Читателю тогда предлагались сотни переводных и русских романов, но, по мнению великого критика, все это были произведения либо откровенно слабые, либо уже устарелые по форме и содержанию.

Почему Белинский так сурово оценивал практически весь мировой роман прежней поры? А потому что он в 1842 году подошел к романам XVIII века с новой, несравненно более высокой мерой. Он рассматривал прежние романы в свете достижений не только В. Скотта, но и Пушкина, Бальзака, Лермонтова, Гоголя. Мировой роман поднимался на новую, более высокую ступень — и в этом его восхождении к вершинам художественности немалую роль сыграли русские авторы. Работая над замыслом «Евгения Онегина», Пушкин преображал традиционный жанр: он создавал первый в русской литературе реалистический роман) Читателям и писателям России он, подобно В. Скотту, «первый показал, чем должен быть роман». Белинский необычайно высоко оценил впоследствии творческий подвиг Пушкина и раскрыл роль его романа в духовном развитии России.

Поищем ответ на эти и другие вопросы, следуя за Пушкиным, разбираясь в особенностях его художественного исследования и в логике его доказательств.

Похожие сочинения

  1. Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»
    Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно...смотреть целиком
  2. “Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни”
    А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах “Евгений Онегин”, в котором отразилась “вся жизнь, вся душа, вся любовь его”, “его чувства, понятия, идеалы”. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской...смотреть целиком
  3. Размышления пушкиниста С. Бонди (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)
    Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретны­ми идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым тек­стом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему...смотреть целиком
  4. «Образ страдающего эгоиста» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
    Чем больше ты себя любишь, тем большим врагом самому себе становишься. М. Эбнер-Эшенбах Скука – наш самый большой враг Вольтер В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов...смотреть целиком
  5. Высказывания о романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
    «Цветком на поле нашей словесности» роман Пушкина «Ев­гений Онегин» назвал Д. Веневитинов. «Энциклопедией русской жизни» назвал этот роман В. Г. Белинский. Этот роман бессмертной и недосягаемой поэмой, а Пушки­на — «великим народным писателем, как...смотреть целиком
  6. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (2)
    “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором лирическое и эпическое переплетаются и взаимодействуют между собой на протяжении всего действия романа, при этом оба начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной 1820 года...смотреть целиком
  7. История создания романа в стихах «Евгений Онегин»
    Роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года и закончен в Болдине 25 сентября 1830 года. По расчёту, произведённому са­мим поэтом, работа над «Евгением Онегиным» продолжалась 7 лет 4 месяца 17 дней. Однако летом 1831 года Пушкин вновь вернулся к роману....смотреть целиком