В черновике у Пушкина вместо слов «судьба и жизнь» было написано «царей судьба» - значит, и политические разговоры могли вести Онегин с Ленским. Каждый читает «Онегина» по-своему, и я вовсе не считаю свое прочтение правильным. Но для себя я знаю: вот здесь начинает складываться трагедия Онегина.

«Скажи, которая Татьяна?» Ведь Евгений поехал знакомиться с Ольгой. Его интересовала Ольга - возлюбленная друга. Почему же спрашивает он не о ней, а о ее сестре? Почему говорит: «Я выбрал бы другую…» и тут же спохватывается: «Когда б я был, как ты, поэт…» Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились - и заметили друг друга, и могли бы полюбить… Но Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить… Пушкин знает, что человек может и должен быть счастлив и приносить счастье другим. В своем романе он показывает, как несчастлив и горек жребий безнадежного эгоиста; он спорит с Байроном, ищет новых путей и в жизни и в литературе. В начале четвертой главы, Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произойдет сейчас между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Когда-то в юности, едва вступив в свет, Евгений был искренен, знал подлинные чувства:

* Он в первой юности своей
* Был жертвой бурных заблуждений
* И необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. «Роптанье вечное души» сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам:

* В красавиц он уж не влюблялся,
* А волочился как-нибудь;
* Откажут - мигом утешался;
* Изменят - рад был отдохнуть.

Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие к жизни:

* Так точно равнодушный гость
* На вист вечерний приезжает,
* Садится; кончилась игра:
* Он уезжает со двора,
* Спокойно дома засыпает
* И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру. Жизнь - вист, карточная игра; ведется она, чтобы занять время - и только, чтобы как-то протянуть дни, «зевоту подавляя смехом»; и так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет.

* Вот как убил он восемь лет,
* Утратя жизни лучший цвет.

Убил! Это не случайное слово - у Пушкина не бывает случайных слов. Конечно, после таких восьми лет Евгений не подготовлен к настоящему чувству, не умеет предаться ему. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны.

* Ведь …получив посланье Тани,
* Онегин живо тронут был…
* …И в сладостный, безгрешный сон
* Душою погрузился он.
* Быть может, чувствий пыл старинный
* Им на минуту овладел;
* Но… Но…



Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя «сладостный, безгрешный сон»? Да потому, что сам себе не верит, потому, что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался - предпочел холодный покой… Разумеется, себе самому он не хочет признаться в этом и объясняет свои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной, искренней Татьяне. Проповедь Онегина, на первый взгляд, очень благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно «обмануть… доверчивость души невинной» , развлечься в деревенской глуши с наивной сельской барышней - и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь ее на мучения и беду… Онегин не сделал этого - но ведь он не обычный светский денди! Он - как-никак - добрый приятель Пушкина. Он знает цену свету и его «важным забавам», сам Пушкин любит в нем «мечтам невольную преданность» - и вот эти мечты готовы осуществиться: прекрасная, гордая, душевно богатая, возвышенная девушка предлагает ему свою любовь, а он бежит от нее, бежит от своей мечты. Во имя чего?

* Когда бы жизнь домашним кругом
* Я ограничить захотел…
* …То верно б кроме вас одной
* Невесты не искал иной…
* …Но я не создан для блаженства;
* Ему чужда душа моя…

Это неправда! Как может человек говорить о себе: «я не создан для блаженства»?! Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится. Он проговаривается:

* Скажу без блесток мадригальных:
* Нашел мой прежний идеал,
* Я верно б вас одну избрал
* В подруги дней моих печальных…

Значит, такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот - «прежний», Онегин больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он Татьяну… Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его предрассудками:

* Я, сколько ни любил бы вас,
* Привыкнув, разлюблю тотчас;
* Начнете плакать: ваши слезы
* Не тронут сердца моего,
* А будут лишь бесить его…

Почему Онегин так уверен, что иного «семейного счастья» быть не может? Потому что слишком много подобных примеров он видел в свете:

* Что может быть на свете хуже
* Семьи, где бедная жена
* Грустит о недостойном муже
* И днем и вечером одна;
* Где скучный муж, ей цену зная
* (Судьбу однако ж проклиная),
* Всегда нахмурен, молчалив,
* Сердит и холодно-ревнив!

Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру - и даже надежду на ее возвращение:

* Мечтам и годам нет возврата;
* Не обновлю души моей…

Вот она - главная трагедия Онегина: «не обновлю души моей»! Конечно, с его точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну.

Похожие сочинения

  1. Онегин и Ленский (по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин)
    Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман был, по словам Пушкина, плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне картин русской жизни...смотреть целиком
  2. Любовь Ленского к Ольге
    В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает немаловажное место тема дружбы и любви. Уже в первой главе автор говорит, что Онегину «друзья и дружба надоели». Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм,...смотреть целиком
  3. Размышления пушкиниста С. Бонди (о романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)  Новое!
    Ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретны­ми идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым тек­стом. Выводы известного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему...смотреть целиком
  4. Мое отношение к Евгению Онегину (по роману А. С. Пушкина)
    Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819—1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"....смотреть целиком
  5. Значение письма Татьяны к Онегину
    Письмо оказывалось ключом к роману — оно раскрывало обновленный нравственный мир Онегина, помогало понять драму Татьяны. Одинокий и лишний в своей среде, Онегин после путешествия все острее испытывал потребность в другом человеке. Одиночество, культивируемое...смотреть целиком
  6. Анализ эпизода «сон Татьяны» в романе «Евгений Онегин»
    Концентрируя поэтическое пространство «Онегина», Пушкин актуализирует его семантически самыми разнообразными средствами. Центральное место сна Татьяны в романе подтверждается особым положением пятой главы в композиции. Главы «Онегина» вплоть до «Отрывков...смотреть целиком
  7. Образ автора в романе «Евгений Онегин»
    “Евгений Онегин” — первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна — вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев,...смотреть целиком