1. Размеренный быт деревни и бурная городская жизнь.
2. Фигура княжны Алины.
3. «Природность» деревни и столицы.

В первых двух главах стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает деревенская, спокойная, размеренная жизнь и столичное бурное движение. Первая глава в основном посвящена столичному образу жизни Онегина. Во второй же главе содержится описание и сельской жизни. «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок... / Господский дом уединенный, / Горой от ветров огражденный, / Стоял над речкой. Вдали / Пред ним пестрели и цвели / Луга и нивы золотые...» А. С. Пушкин не идеализирует деревню. Поэт показывает нам свойственное ей размеренное течение жизни. «Стада бродили по лугам, / И сени расширял пустые / Огромный запущенный сад, / Приют задумчивых дриад». Совершенно другие краски использует поэт при описании «бешеной» жизни столицы. Там нет естественных и спокойных красок. «...Я балы б до сих пор любил. / Люблю я бешеную младость, / И тесноту, и блеск, и радость, / И дам обдуманный наряд...» Автор восхищается и столичной жизнью. «Во дни веселий и желаний / Я был от балов без ума: / Верней нет места для признаний / И для вручения письма».

По-разному представлен в произведении и досуг жителей таких различных мест. Во второй главе поэт показывает нам пример влияния условий жизни на судьбу и характер человека. Здесь главной фигурой является княжна Алина, московская кузина Татьяны. Находясь в свете, она читала Ричардсона, всегда была одета по моде и к лицу. Была увлечена «славным франтом», игроком и гвардии сержантом. Но судьба и родители ее распорядились иначе. Муж увез ее в свою деревню. Немного поплакав, она стала привыкать к новому образу жизни. Новым заботам, появившимся у нее теперь, она отдалась целиком. И муж не вмешивался в ее дела. Алина стала настоящей деревенской жительницей. «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Ходила в баню по субботам, / Служанок била осердясь...» Можно сказать, что новая обстановка совершенно изменила эту женщину. Мир деревни стал ее вторым домом, почти второй родиной.

Онегина вначале тоже увлекает деревенская жизнь. Каждая вещь, найденная им случайно, многое рассказывает о ее владельце. Например, найденная им в одном из шкафов тетрадь расхода «календарь осьмого года». «Старик, имея много дел, / В иные книги не смотрел». Жизнь Онегина в столице была наполнена иными делами. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут. / Что? Приглашенья? В самом деле, / Три дома на вечер зовут».




Поэтому бездействовать и в деревенской жизни Евгений Онегин тоже не стал. «Сперва задумал наш Евгений / Порядок новый утвердить... / Ярем от барщины стариной / Оброком легким заменил...» Но все его деревенские нововведения вызывают у местных жителей недоумение. Они про себя решают, что он «опаснейший чудак». В этом видно еще одно противопоставление столицы и деревни. Какова бы ни была праздна столичная жизнь, именно она первой воспринимает новые веяния времени. Ведь деревенские жители не только не последовали новшеству, введенному Онегиным, но и посчитали его чудачеством. Деревня живет в своем, замкнутом мире, по своим вековым обычаям. Деревенская жизнь — просто кладезь для хранения и передачи из поколения в поколение традиций, примет. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». А как может быть иначе, если вся их жизнь проходила по народному календарю. На масленицу — блины, два раза в год — пост, в Троицын день — молебен. Однако кроме религиозной рутины, жизнь деревни наполнена русскими народными песнями, обрядами, а в них, как и в преданиях, передается история многих поколений.

Все это не существует для столичной жизни — там другие интересы, стремления, воспоминания. Жизнь такая наполнена не столько практическими делами и хлопотами, сколько развлечениями: «...потом на сцену / В большом рассеянье взглянул / Отворотился и зевнул...» Скука — непременная спутница Евгения Онегина и в столице, и деревне. Когда соседи прекратили с ним дружбу, он от скуки стал другом Ленского.

Наиболее ярким представителем деревенской жизни можно назвать Татьяну, которая появляется во второй главе романа. С детства она воспитывалась в этом окружении.

Недаром Пушкин называет ее дикой. «Дика, печальна, молчалива / Как лань лесная боязлива...» В этих двух строчках открывается еще одно качество деревенского жителя — природность. Мир деревни наиболее близок природе. Иногда кажется, что деревня — отдельное сообщество, гармонично вписывающееся в жизнь природы. И живущий по ее законам человек чист душой, более развит духовно. Возможно, поэтому в описании Татьяны не проскальзывают нотки скуки, наполняющей жизнь Онегина. С образом Татьяны в повествовании связана красота русской природы: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход, / Когда на бледном небосклоне / Звезд исчезает хоровод...» При таком описании в нашем воображении возникает волшебная, магическая картина. Мы словно становимся, подобно Татьяне, свидетелями рождения нового дня. «И тихо край земли светлеет / И вестник утра, ветер веет, / И всходит постепенно день». Только спокойная, деревенская жизнь позволяет соприкоснуться с подобным чудом. Столичная жизнь слишком быстра, чтобы увидеть это великолепие. Там блеск утреннего солнца затмевают фонари. Горизонт теряется среди силуэтов зданий. Жизнь столицы, описанная в романе, в основном ночная. И поэтому восход солнца жители ее встречают, как правило, еще в постели. Поэтому им недоступна прелесть и поэзия возрождающегося солнца, с которой начинается каждый новый день сельских жителей.

В романе Пушкин довольно в яркой форме показывает два разных, иногда кажется, противоположных, но очень родных мира — столицы и деревни. В каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Они проявляются, в основном, через образы главных героев и описания их жизни. Деревенский быт, основанный на преданиях и традициях, находится ближе к родной матушке-природе. Он размерен, нетороплив, тих. Зато столичная жизнь полна новыми веяниями времени. Не обремененная традициями старины, она легче воспринимает все новое. Здесь не природа, а люди являются хозяевами жизни, диктуют свои законы.

Так что нельзя однозначно ответить, какой из двух миров лучше, — столичный или деревенский. Вернее будет сказать, что оба мира ярко, наглядно и самобытно представлены А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин».