В то время, когда жил великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин, очень распространенным способом общения между людьми являлись письма. Этот эпистолярный жанр получил широкое распространение и в литературе того времени. Сокровищница литература знает множество повестей и романов в письмах. Отчасти, появление такого художественного средства в русской литературе является некоторым подражанием литературе французской. Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих произведениях письма довольно-таки часто, поскольку именно в письмах герои произведений Пушкина ярко и полно проявляли свои чувства. Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» вся построена на послании, написанном Петром Гриневым. В этой повести Пушкину удалось одновременно затронуть и исторический момент, и психологический, и бытовой, и общественный, а также личные переживания героев. И именно письма помогли передать все то. что хотел сказать автор. А письма, которые встречает читатель в произведении, очень и очень разные. Например, в некоторых из них говорится об истории. В письме генерала капитану Миронову говорится о «раскольнике», «злодее» и «самозванце» Пугачеве, которого необходимо было устранить. Кроме истории, в этом письме слегка затронуты бытовые и философские моменты, которые выражаются в попытке Ивана Кузьмича не показывать истинное положение дел Василисе Егоровне, в изображении одиночества Пугачева а также в вопросе Гринева «Как ты думаешь, чем это кончится?», который он задает после этого письма. Противопоставлением этому письму является воззвание Пугачева.




Эти два письма как бы дают характеристику двум противоборствующим лагерям. Ярко изображаются бытовые и нравственные конфликты в письмах Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, а также оренбургскому генералу. В этих письмах передана правда царившей жизни. Личный и психологический конфликт ярко выражен в письме Маши. В этом послании перед читателем открываются характеры Швабрина, Гринева и самой Маши. Но письма служат не только для изображения какого-либо конфликта. Благодаря им, создается неповторимая композиция произведения, развивается его сюжет. Завязкой произведения является письмо, написанное отцом Петруши своему давнему товарищу. Этим письмом «рушатся» все «блестящие надежды» Петруши, поскольку оно адресовано не князю Б. Этим письмом Александр Сергеевич Пушкин затронул также очень распространенную и популярную в русской литературе тему «отцов и детей», поскольку отец Петруши в данном случае просто навязывает свою волю сыну. Характер самого Петра Андреевича раскрывается в письме Зурина Гриневу, в котором от Гринева требуется применение Решительных мер, а также в письме отца Гринева Петру и Савельичу, в котором читатель видит невозможность быть вместе Гринева и Маши. В этом письме мы также видим изображение некоторых черт характеров Маши, Швабрина и отца Петра Андреевича. Ответ же Савельича можно считать попыткой помирить сына с отцом и вернуть ход жизненных событий в привычное русло. Важное значение для Гринева имеет адресованное ему письмо Маши.

Это письмо заставляет Гринева противодействовать существующей политике «осторожности» и «благоразумия». В этом же письме раскрываются и некоторые черты, которые присущи Маше. Ее фразы «Богу было угодно», «молю Бога!» показывают ее смирение перед Богом, а «легче… умереть, нежели сделаться женою такого человека» показывают ее девичью гордость. Секретное письмо Зурину, в котором говорится о необходимости ареста Петра, придает неожиданности сюжету, меняет его размеренный ход. Письмо Маши Екатерине является развязкой произведения. Таким образом, все письма, которые читатель видит в повести «Капитанская дочка» являются средством, которое служит для развития сюжета, а также для яркого и полного изображения характеров героев произведения. Кроме того, язык, которым написаны эти письма, позволяет понять действия персонажей повести, а также более ярко и живо представить образы действующих лиц.