Страница: [ 1 ]  2  

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А. С. Пушкин

Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом, реальном и выдуманном. В исторических сценах выразилась пушкинская философия истории, в бытовых сценах — его нравственная философия. Однако подобное философское «разделение» весьма условно. Переплетая сложным образом сюжетные линии, Пушкин объединил исторические и общечеловеческие аспекты философии: он «приблизил» общенациональное историческое событие (Пугачёвское восстание) к обыкновенному человеку, то есть оценил историческое событие не с точки зрения абстрактной мировой истории, а с точки зрения конкретной личности. Следовательно, первый принцип Пушкина-историка в «Капитанской дочке» — гуманизм.

Гуманизм — это признание человека высшей ценностью в мире, признание права человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Кроме отъявленных злодеев Швабрина и Белобородова, все персонажи у Пушкина являются положительными, так как обладают добротой и великодушием: капитан и капитанша Мироновы, кривой поручик Иван Игнатьевич, поп и попадья в Белогорской крепости, слуги Савельич и Палашка, гусарский ротмистр Зурин и т.д. Да и главный герой романа — Гринёв — понимает, что его история любви закончилась счастливо именно благодаря добрым людям.

Пушкин показывает, что стремление делать добро для героев романа оказывается сильнее сословных перегородок. Даже разделённые классовыми интересами, они по-человечески помогают друг другу. Например, казацкий урядник Максимыч в сцене казни указывает на капитана Миронова, а на следующий день передаёт офицеру-дворянину Гринёву подарок от Пугачёва — коня да тулуп. При этом казак неловко утаивает полтину денег, и Гринёв, добродушно прощая этот обман, слышит в ответ: «Очень благодарен, ваше благородие, вечно за вас буду бога молить» (IX). Тот же Максимыч под стенами Оренбурга передаст Гринёву письмо от Маши и таким образом поможет обоим главным героям. Палашка — крепостная девка Мироновых — не бросает свою барышню-сироту, пока Маша находится под арестому Швабрина, хотя Пугачёв всем крепостным даровал свободу. После освобождения капитанской дочки Палашка уезжает с барышней в деревню Гринёвых.

Гуманизм связан с общей исторической концепцией романа — с мыслью о том, что беспощадный крестьянский бунт несёт зло всем без разбору — и правым, и виноватым. Погибают капитан Миронов и его жена; остаётся сиротой их восемнадцатилетняя дочь; жители Оренбурга страдают и умирают от голода, осаждённые пугачёвцами; и мужики, и господа одинаково бедствуют на территории, охваченной восстанием. Гринёв вспоминает в своих «семейственных записках»: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам» (XIII).

Как же добиться, чтобы отношения между людьми, сословиями (классами), государствами строились на принципах гуманизма? Ответ Пушкина — надо распространять в народах просвещение. Поэтому просветительство — второй принцип Пушкина-историка. Просветительство как идейное течение выражало прогрессивное для XVIII — начала XIX века стремление общества осмыслить свою духовную жизнь с точки зрения её разумности (разума) и тем способствовать общественному прогрессу. В истории Франции, которая всегда была образцом для подражания в России, просветители сыграли выдающуюся роль. В своих книгах Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.Д'Аламбер и другие доказали, что, подвергнутые критике разума, государственные институты феодальной Франции оказываются несправедливыми и обнаруживают полную несостоятельность. Так идейно была подготовлена Великая французская революция.

Согласно взглядам просветителей, человек изначально добр, негодяем его делают плохое воспитание и несправедливые условия жизни. Пугачёвцев Гринёв называет злодеями, но, когда они тащат молодого офицера к виселице, они не испытывают ненависти к нему и ведут себя по отношению к Гринёву странно: «"Не бось, не бось", — повторяли (...) губители, может быть и вправду желая (...) ободрить» (VII) героя. Караульные мужики в Бердской слободе без побоев и унижения препроводили пленного Гринёва во «дворец» к Пугачёву (XI). Даже главный злодей — Пугачёв — способен на великодушные поступки, что доказывает история его отношений с Гринёвым.

По мнению просветителей, задача общества — просвещать людей, и если просвещённых граждан будет много, то само общество изменится к лучшему. При этом просвещение понималось широко: не только обучение грамоте, но и воспитание в гражданах благородных чувств и правильных нравов. В России просвещение, по мнению Пушкина, необходимо не только простому народу, но и дворянству. Отец и сын Гринёвы — положительные герои романа, но в их поведении писатель отмечает черты помещиков-крепостников (1,V) в отношении их крепостного раба Савельича, преданного господам душой и телом. Если лучшие дворяне обращаются с крепостными столь несправедливо, то что ожидать от остальных? Отсюда понятны и причины крестьянской войны, и жестокость восставших мужиков: они протестуют против бесчеловечного отношения к ним.

Просветители верили в просвещённого монарха, который проводит в своей стране прогрессивные реформы, не доводя народ до бунта. Вромане Екатерина II представлена (правда, с большой долей иронии) просвещённой государыней: она доступна для подданных (капитанская дочка без церемоний говорит с императрицей в саду), разбирается в людях (верит Маше, но потом проверяет факты), награждает по заслугам (освобождает Гринёва из-под следствия).

Третий принцип Пушкина-историка — исторический детерминизм: каждое событие рассматривается не как случайное, а как закономерное, имеющее свои причины в прошлом и последствия в будущем. Оценка, которая даётся событию или деятелю, учитывает историческую эпоху, или то, что сам Пушкин называл «дух времени» («Роман в письмах»).

В небольшом романе писатель изобразил большую историю. Пугачёв назвался императором Петром III, незаконно свергнутым Екатериной. Так исторические события «Капитанской дочки» связались с предшествующей эпохой — дворцовым переворотом 1762 года. Кроме того, писатель дважды упоминает, что незадолго до народной войны (1773-1775), а именно в 1771-1772 годах, в Оренбургском крае уже были волнения яицких казаков. В умёте, куда случайный прохожий вывел кибитку Гринёва, молодой дворянин услышал разговор вожатого и хозяина, из которого не понял ничего, «но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года» (II). Во второй раз Гринёв коротко упоминает о тех же событиях, указывая причины волнения казаков: «Причиной (...) были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями» (VI). Ещё раньше, в 1740 году, в Оренбургском крае были самым жестоким образом подавлены генералом Урусовым волнения башкир. Косвенное напоминание об этом находим в VI главе романа, когда к капитану Миронову приводят пугачёвского лазутчика — башкира с вырезанным языком. Вид его потряс молодого Гринёва: «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. "Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка"». И башкирский, и казацкий бунты правительство подавило силой, вместо того чтобы выяснить и устранить причины народного недовольства. Результатом этой легкомысленной политики стала крестьянская война под предводительством Пугачёва.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...смотреть целиком
  2. Взгляды и характер Гринева
    Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. А. Пушкин Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает...смотреть целиком
  3. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество...смотреть целиком
  4. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
    Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть...смотреть целиком
  5. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...смотреть целиком
  6. Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав
    В ряде случаев эпиграфы являются как бы квинтэссенцией основного содержания глав и даже передают самый дух рассказа, его тональность: таковы эпиграфы к главам I, III, IV, V, IX, XIII. Шутливый тон эпиграфов к первым трем названным главам соответствует...смотреть целиком
  7. Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
    В драме Островского показан сложный,тра- гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали"тёмного царства",и шат- кость этой морали. Глубоко трагична...смотреть целиком