Страница: [ 1 ]  2  

Хлопуша
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты ? Смерть ? Иль исцеленье калекам ?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Пётр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
С.А. Есенин


Сюжет романа «Капитанская дочка» строится на истории любви двух главных героев. Композиция произведения симметрична, то есть Пушкин повторяет принцип построения, использованный им в романе «Евгений Онегин». Сначала капитанская дочка попадает в беду: пугачёвцы убивают её родителей, а она оказывается во власти негодяя Швабрина. Гринёв отправляется к «крестьянскому царю» - самозванцу и спасает свою невесту. Потом Гринёв обвиняется в государственной измене и приговаривается к вечной ссылке в Сибирь. Маша отправляется к дворянской царице и спасает своего жениха. Таким образом, одна сюжетная линия (история любви), которая делает «Капитанскую дочку» семейной хроникой, переплетается со второй сюжетной линией (взаимоотношениями Гринёва и Пугачёва), благодаря последней роман становится историческим. Если Екатерина появляется только в небольшом эпизоде (сцена в парке и разговор с Машей в Царскосельском дворце) в самом конце романа, то Пугачёв активно действует в романе со второй главы «Вожатый» и до конца (упоминается в постскриптуме от издателя), его сложный характер раскрывается в нескольких сценах, то есть вождь крестьянской войны становится третьим главным героем произведения.

В романе Гринёв встречается с Пугачёвым четыре раза и Пугачёв предстаёт поочерёдно в двух лицах — то как частный человек, то как «крестьянский царь»-самозванец.

Первая встреча состоялась при драматических обстоятельствах: во время снежного бурана в степи Пугачёв выводит кибитку Гринёва к умёту (к постоялому двору) и фактически спасает жизнь барскому дитяти, Савельичу и ямщику. В этом эпизоде Пугачёв проявляет себя как мужественный человек, который не теряет головы в опасной ситуации и, благодаря своему жизненному опыту и сообразительности, находит дорогу к жилью. «Деловую» характеристику Пугачёва дополняет его портрет: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (II). Уже первое появление Пугачёв в романе показывает, что он незаурядная личность.

Вторая встреча героев — сцена суда и казни защитников Белогорской крепости. Пугачёв, в отличие от дворянской литературной традиции, изображён здесь не демоническим злодеем-кровопийцей, но человеком, которого положение заставляет расправляться с врагами. По приказу самозванца вешают капитана Миронова, но это не доставляет никакой кровожадной радости Пугачёву. Пушкин отмечает даже, что самозванец, дав сигнал к казни, «мрачно нахмурился» (VII). И тут же Пугачёв милует молодого Гринёва, потому что сразу узнал Савельича и вспомнил подарок молодого офицера — заячий тулупчик. Помилованному Петруше он протягивает руку для поцелуя, а когда молодой дворянин не выполняет требуемого действия, быстро находит приличное объяснение, чтобы не наказывать упрямца: «Его благородие знать одурел от радости» (VII).

В отношениях с Гринёвым Пугачёв проявляет себя как памятливый на добро человек. За спасение от верной смерти в снежной степи дворянский недоросль заплатил в общем-то немного: угостил вожатого стаканом вина, подарил тулуп, из которого уже сам вырос, и назвал своего спасителя «братом». Но Пугачёв высоко ценит эту благодарность простодушного молодого барина. Например, после взятия Белогорской крепости Пугачёв предлагает Гринёву высокий чин в своём войске. Дворянин отказывается служить самозванцу, потому что давал присягу на верность Екатерине, а служить за страх не хочет. Тогда Пугачёв требует обещания, что Гринёв не будет воевать против пугачёвского войска. Но и это обещание молодой офицер дать не может, так как он, армейский прапорщик, «в себе не властен». И после подобного объяснения Пугачёв отпускает Гринёва в Оренбург, уважая его прямоту, честность и мужество.

Самозванец поможет молодому дворянину и в третий раз, когда специально поедет с ним в Белогорскую крепость, чтобы выручить Машу из рук Швабрина, и снова отпустит влюблённых, «куда Бог путь укажет» (XII).

Последний раз Пугачёв и Пётр Гринёв увидятся в Москве на Красной площади: семейное предание рода Гринёвых гласит, что Пугачёв за несколько минут до казни узнал в толпе Петра Андреевича и «кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу» (постскриптум от издателя). А Гринёв, сочиняя на старости лет свои мемуары, сохранит добрую память о Пугачёве-человеке: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного» (XII).

В романе Пугачёв описывается и как замечательный исторический деятель. Он талантливый военачальник, умеющий организовать своё плохо обученное войско и победить регулярные части под командованием царских офицеров, опытных и образованных. «Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон» (XI), — похваляется он перед Гринёвым. Он лично участвует в боях (например, во взятии Бело-горской крепости), а не прячется за городскими стенами, как благоразумный оренбургский комендант — генерал Рейнсдорп. Массовые сцены позволяют нарисовать само народное движение, которое создало Пугачёва как историческую личность, «крестьянского царя».

Наиболее яркая и трагическая народная сцена — расправа над капитаном Мироновым и кривым гарнизонным поручиком Иваном Игнатьевичем в Белогорской крепости. Пугачёв, отдающий приказ повесить офицеров, в этом эпизоде представлен как человек, выражающий настроение восставших — ненависть к дворянам и протест против несправедливого государственного устройства крепостнической России. Кажется, что добрый капитан Миронов пострадал безвинно. Но коменданта казнят как защитника государства, ненавистного бунтовщикам. Указывает на капитана Миронова казацкий урядник Максимыч, которого простодушный комендант без конца обижал недоверием и подозрительностью (например, в сцене военного совета — гл. VI), а незадолго до падения крепости посадил под караул. Вешает мужественного коменданта изувеченный башкир, которого капитан накануне допрашивал, угрожая плетьми. Таким образом, Пушкин подчёркивает, что бунтовщики беспощадны к своим врагам не просто из-за своего злобного характера, а в ответ на жестокость по отношению к ним. Следовательно, писатель морально оправдывает восставший народ.

В том же эпизоде Пугачёв демонстрирует наделе, что является защитником простого народа. Под конец сцены казни автор-мемуарист многозначительно упоминает, что самозванец простил всех солдат Белогорской крепости (VII). Когда Гринёв сообщает, что Швабрин обижает сироту, «народный царь» искренне возмущается: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт» (XI), — и на следующий же день, не откладывая дело в долгий ящик, едет в Белогорскую крепость разбираться и наказывать обидчика.

Пир пу

Похожие сочинения

  1. Капитанская дочка
    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни...смотреть целиком
  2. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...смотреть целиком
  3. Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
    Обычно внимание читателей привлекают главные герои литературных произведений — доблестные, отважные, великодушные, готовые к подвигу. Мне же после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» больше всего понравилась Маша Миронова. В начале...смотреть целиком
  4. Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно
    «Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа — крестьянское вос­стание 1773—1775 годов — так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но,...смотреть целиком
  5. Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» — это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...смотреть целиком
  6. Петр Гринев лучший из представителей дворянства
    Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой среды. Это прослеживается...смотреть целиком
  7. Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка»  Новое!
    Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», естественно обращала мысль Пушкина к восстанию Пугачева. Пол «адумывает писать «Историю Пугачева». Он едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую...смотреть целиком