Самой постановкой вопроса о благородном воздействии народных масс на личность Пушкин как бы предугадывал выход из тупика последекабрьских лет: общественный прогресс в России возможен только с учетом активности интересов трудового народа. Роль гегемона в политических преобразованиях могли выполнять люди, обладающие высокими моральными качествами. Придавая этим факторам большое значение, писатель опережал тем самым постановку в русской литературе проблемы положительного героя.

Таким образом, в «Капитанской дочке» узловые вопросы русской общественной жизни освещены на уровне самого передового для середины 30-х годов XIX в. мировоззрения.

Роман вызывает сочувствие к угнетенному народу, проникнут пониманием того, что главная причина его бедственного положения, а значит, и протеста коренится в системе крепостных отношений. Не принимая крестьянскую войну, видя в ней стихийный и жестокий «бунт», Пушкин, однако, связывает надежды на обновление страны с пробуждением в народе огромных потенциальных сил. Соединение «воли» народа как воли истории с «разумом» прогресса - вот что, по смыслу художественных картин «Капитанской дочки», могло бы стать основой развития подлинной свободы и просвещения. Роман, написанный о прошлом, оказывался книгой о настоящем и будущем России.^Щ. В. Гоголь считал «Капитанскую дочку» лучшим русским произведением «в повествовательном роде». Отмечая лаконизм, необычайную выразительность картин, каждая из которых полна глубокого жизненного смысла, Гоголь писал: «…Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры, простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все - не только сама правда, но еще как бы лучшее ее». [^Мастерство Пушкина-реалиста проявилось в. труднейшем из прозаических жанров - в жанре исторического романа. С задачей изображения прошлой жизни не в хроникально-справочном описании, а в художественном изображении, где бы «романическое происшествие без насилия» входило в «раму обширнейшую происшествия исторического», Пушкин справился блестяще. В выявлении зависимости частной судьбы человека от развития истории, общественных условий заключалась величайшая победа Пушкина как исторического романиста.

Специфические задачи возникают у авторов исторических романов при изображении действующих лиц как вымышленных, так и реальных. Персонажи должны отличаться не только особенностями личного склада характера, но и заключать в себе черты времени, «дух» эпохи. В героях «Капитанской дочки» это выявлено с редкой убедительностью и полнотой. К примеру, Гринев, действующий в романе как вымышленный персонаж, исторически достоверно отражает уровень развития, характер, несомненно, лучших, но не исключительных представителей дворянской провинциальной молодежи конца XVIII столетия.





^Передача исторического колорита требует соответствующих приемов повествования, прежде всего стилевых. В годы Пушкина почти все исторические романисты исходили из убеждения в том, что воспроизведение прошлого немыслимо без обильного включения в текст архаических оборотов и терминологии, цитат из старинных грамот, указов, летописей, исторических книг и т. п. Разумеется, опора на эти материалы необходима в исторических романах. Однако нужен художнический такт в использовании документальных и других источников, необходима их тонкая поэтическая обработка. Этим как раз и характеризуется «Капитанская дочка».

Пушкин использует устаревшие слова и синтаксические конструкции, воспроизводя стиль деловых бумаг XVIII в. (вспомним ответ оренбургского генерала «касательно прапорщика Гринева»), но все это свободная художественная переработка образцов архаического слова. Общая же картина времени воссоздается средствами современного Пушкину языка. Писатель верен духу старины, а не ее букве. Этому способствует лаконизм пушкинских описании, выразительность предметных и речевых деталей. Вот, к примеру, описание Белогорской крепости. Сначала мы вместе с Гриневым видим деревушку, окруженную «бревенчатым забором», скирды сена, скривившуюся мельницу, наконец, по мере приближения к деревушке, ее кривые улицы, избы, крытые соломой. Крохотная деревушка - крепость, полувоенное поселение. В определениях, деталях нет ничего лишнего, того, что претендовало бы на изысканность; картину можно представить зримо.

Следует особо сказать о слоге повествователя Петра Гринева, «записки» которого явились для читателя основным источником информации о прошлом. Здесь Пушкина подстерегали трудности. В побороты Гринева надо было вложить всю силу собственно авторского (пушкинского) повествования и вместе с тем обозначить признаки той эпохи, к которой принадлежал Гринев по рождению и воспитанию. Пушкин решил и эту задачу. Он вкрапливает в речевые конструкции повествователя элементы разговорной лексики провинциальных дворян XVIII в. («воспитывались мы не по-нонешнему»), использует стиль сентиментальной и просветительской прозы времен Карамзина и Фонвизина, специальные термины («сикурс», «фортеция»). Таким способом создавалось ощущение хронологической отдаленности событий. Но все оттенки повествовательного слога Гринева, как и самые голоса действующих лиц, передаваемые в «записках» Гринева, восходят, в конечном счете, к авторской установке на полноту и реалистическую яркость изображения. Отсюда единство стиля, что так отличает «Капитанскую дочку» от массовых русских исторических романов 30-х годов.

Похожие сочинения

  1. Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка»
    В Капитанской дочке А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773-1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном...смотреть целиком
  2. Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» была опубликована в декабре 1836 года в журнале «Современник». Она стала последним произведением, напечатанным при жизни писателя. «Капитанская дочка» — это своеобразная иллюстрация к истории Пугачевского восстания...смотреть целиком
  3. Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения
    Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот...смотреть целиком
  4. История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)
    Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов...смотреть целиком
  5. Описание природы в произведениях Пушкина
    Пушкин был наделен от природы исключительным художественным дарованием. Но для того, чтобы сделать то, что он сделал,— первым заложить на века основы русской литературы, как великого национального искусства слова, поднятого на уровень величайших мировых...смотреть целиком
  6. Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
    Петр Андреевич Гринев — герой повести Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Сын симбирского помещика, Оказавшись в критической ситуации, Гринев стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский...смотреть целиком
  7. Образ Пугачева
    Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений. Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном...смотреть целиком