Колоссальный образ чернобородого мужика с топором — это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный — хотя оя и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа — он лишен статики, Пушкин наделил его способностью «самостоятельно» жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности. Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным — издателем мемуаров Гринева. Опираясь на «семейственные предания», он писал, что Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему голового, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

Реальная сцена казни Пугачева пе может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь но воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из грипевского спа — этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев зпал, что ждет его, и шел безбоязненно по избранной дороге. Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона — ласковый мужик с топором! Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. «Ласковость» Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого «ласковость» мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.

И, наконец, это слово мужика — «Не бойсь!..», поражающее сначала своей как бы абсурдностью: ну как жо пе бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя пе бояться такого мужика! Но возвращение читателя к сцене спа по всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова. Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания — затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему («послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья…»).

Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель пе может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным сим полом романа — в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл «Капитанской дочки».

Мы видим — символика образа многозначна. И одно из значений помогает поэтическому преодолению трагедии русского бунта. Борьба народа за свободу справедлива, она беспощадна, но не бессмысленна и небесполезна. Мужик с топором кличет Гринева — «подойди под мое благословение…» Гринев не подошел: «Ужас и недоумение овладели мною», признается он читателю. Нет, еще не скоро осознается истина, открытая Пушкиным. Возможность решения рокового конфликта таится в будущем.

Символично и слово ласкового мужика с топором — «Не бойсь!..» Зная роман, мы понимаем парадоксальную справедливость этого призыва: Грииеву действительно нечего было бояться Пугачева — он делал ему только добро. Но есть и другой, более глубокий смысл в этом призыве: революция — это не только кровь, жертвы и жестокость, но и торжество человечности. Читателю трудно не поверить мужику — ведь он сам видел проявленир этой человечности в ходе восстания, зачем выбрал это слово мужик, как оно содержательно, какая устремленность в будущее ему свойственна.

Похожие сочинения

  1. Капитанская дочка
    “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни...смотреть целиком
  2. Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество...смотреть целиком
  3. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...смотреть целиком
  4. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
    При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом....смотреть целиком
  5. Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
    История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался...смотреть целиком
  6. Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»
    Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение А. С. Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» писатель создавал параллельно с «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением...смотреть целиком
  7. Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор...смотреть целиком