В драме Островского показан сложный,тра- гический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали"тёмного царства",и шат- кость этой морали. Глубоко трагична пер- вая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неми- нуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную ги- бель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий,и мы убеждаемся в необы- чайной силе героини.А каковы первые сло- ва Катерины? Вслушаемся в них вниматель- но:"Для меня,маменька,всё одно, что род- ная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя лю- бит". В отличие от жены,Тихон произносит свои оправдания жалобно,даже,может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки.Но с каким достоинст- вом, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на"ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжела- тельным человеческим отношениям.В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона,мы представляем себе Катерину как покрную жертву,человека со сломанной во- лей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характе- ром,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из до- му она убежала, чтобы проститься с Бори- сом,не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться,но + "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя рабой,напротив,она свободна,хотя бы потому,что всё потеряла,что нечем ей бо- льше дорожить,даже жизнью: "Для чего мне теперь жить,ну для чего?"Борис говорит о себе:"Что обо мне-то толковать!Я вольная птица".В сцене свидания Катерина ему за- видует:"Ты вольный казак".Но,по сути де- ла,кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства"."Оп- ять жить? Нет,нет, не надо... нехорошо!" Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи,с точки зрения Катери- ны,безнравственно."А поймают меня,да во- ротят домой насильно..."Как страшно зву- чит здесь это слово -поймают,словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней,Катерина вос- клицает: "Ах,скорей,скорей!" Жажда осво- бождения торжествует и над тёмными рели- гиозными представлениями.Катерина прони- кается убеждением в своём праве на сво- боду чувства,на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт,что сама...а жить нельзя!"-размы- шляет она о самоубийстве,которое,с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это пре- дставление: "Грех! Молится не будут? Кто любит,тот будет молится..."Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раская- ние в совершённых грехах,-они обращены к любимому: "Друг мой!Радость моя!Прощай!" Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катери- ны, и она вырвалась из пут "тёмного цар- ства" на волю.#