В литературе под антитезой подразумевают художественный прием, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий или явлений. Антитеза становится одним из ведущих средств в построении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Противопоставление звучит уже в самом названии романа. Ударение как бы падает на слово «дочка», смысл которого
настраивает на умиротворяющий лад. Вероятно, это связанно с идеей произведения, преобразованной в философском образе семьи, дома. С другой стороны, звучит и военная тематика. Ведь речь идет о капитанской дочке, Маше Мироновой.
Интересно, что её образ не является центральным в произведении.
Сюжетообразующим персонажем в произведении является Петр Андреевич Гринев. Отец его отправляет в Белогорскую крепость недалеко от Оренбурга на службу. Его судьба теперь связана с семьей капитана-исправника, Ивана Кузьмича Миронова. Вскоре он становиться свидетелем исторических событий, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Пугачева.
В романе выражена любовная линия. Она во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы. В этом отношении надо сказать о Гриневе и Швабрине. Оба героя влюблены в Машу Миронову. После знакомства друг с другом Гринев узнает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Маша не отвечала на чувство Швабрина, что вызвало некоторую неприязнь, отчуждение, ведь задето его самолюбие. В отличие от Гринева он не способен к глубокому чувству. Им руководят более низменные чувства. Это дает ему право распространять несправедливее слухи, во много порочащие Машу. Эта особенность его натуры в дальнейшем и объясняет то, что он с готовностью перешел к Пугачеву (его трусость и подлость). Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей (он пытается заставить машу выйти за него замуж). На этой внутренней антитезе выявляется его истинная натура, ничтожная, трусливая.… В противопоставлении образов Швабрина и Гринева выигрывает Гринев. !
Любовь придает смысл его существованию. В нем есть стремление к прекрасному, что сочетается с некоторой наивностью,
вспыльчивостью. Кроме того, он обладает храбростью. Решение пройти путь от крепости в Оренбург, зная, что можно попасть в лагерь к Пугачеву, открывает в нем сильную личность. Любовная линия предельно важна и в философском контексте. Ведь любовь связанна со спокойствием, миром, что противопоставляется войне, бунту.
В этом отношении важно проанализировать и психологическую пару: Гринев и Пугачев.
По сюжету романа Пугачев играет значительную роль в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Во многом благодаря нему они
обретают счастье. В этом отношении важен образ Пугачева. В современной историографии 20-30х годов XIX века в образе Пугачева преобладали дьявольские черты. У Пушкина этот образ представлен по-другому, хотя и не идеализирован. Он жестокий, грубый…. Но, с другой стороны, его образ проникнут и лиризмом. Здесь важна сцена, когда Пугачев и Гринев едут вместе к крепости и Пугачев рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне. В Пугачеве неожиданно открывается лирическое начало. Возможно, он рассчитывал на отзыв со стороны Гринева. Но тот не смог понять сказку. И на ответ Гринева, что сказка занятна, на лице Пугачева отразилось удивление.
Эта сказка интересна в философском контексте. Ведь в ней отражено стремление к воле, свободе, прекрасному. Вероятно,
Гринев не смог понять значение сказки, так как был дворянином. И такой образ жизни, мир вполне устраивали. И в этом
опять есть противопоставление двух миров. В связи с образом Пугачева возникает и антитеза бунта, войны миру, что важно
для раскрытия идеи повести.
Пугачев возглавляет крестьянское восстание. В его образе ярко выражено бунтарское начало. Тема бунта у Пушкина
рассматривается во многих произведениях. В этом отношении можно провести параллель с «Медным всадником». В обоих
произведениях отражен бунт маленького человека против государства, подавляющего личность, не дающего права на счастье.
(Для Евгения счастье связано с созданием семьи. Для Пугачева счастье в обретении свободы.)
Важно, что Гринев проигрывает Пугачеву. В нем нет поэтического дара, хотя в произведении звучит его стихотворение,
посвященное Маше Мироновой. И Швабрин прав в этом случае в своем критическом подходе к стихотворению.
Важно противопоставление Савельича Пугачеву. Они оба крестьяне. И это уже дает нам право на их сравнение. Савельич не
представляет жизни без своего барина. В нем ярко выражено рабское начало. Важно, что Савельич не хочет разрушить такой уклад жизни. Для него это вполне естественно. (Интересно, что Пушкин создает образ Савельича так, что читатель все равно проникается к нему симпатией.)
Пугачев представляет собой полную противоположность Савельичу. Важен символический образ метели, из которой впервые появляется Пугачев в произведении. Образ метели олицетворяет свободу и несет некую загадку.
Можно противопоставить Пугачева Екатерине II. Они оба решают судьбу людей. Но больше симпатии вызывает Пугачев.
Возможно, потому что он выступает за тех, кто унижен политикой Екатерины II. В итоге идея бунта противопоставляется идее мира, спокойствия, счастья, которую обретают, например, Гринев и Маша Миронова.
Пушкин выступает против бунта. «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Важно, что эти слова говорит Буланин, как называет Пушкин Гринева в «Прощальной главе». Он ощущает в себе какое-то
странное чувство, омрачающее его радость. Таким образом, даже в финале звучит противопоставление, в данном случае
чувств, из-за нерешенности вопроса о взаимоотношениях государства и человека.

Похожие сочинения

  1. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность...смотреть целиком
  2. Взгляды и характер Гринева
    Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. А. Пушкин Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает...смотреть целиком
  3. История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка»)
    Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов...смотреть целиком
  4. Капитанская дочка
    Многие считают, что эпиграфы — вещь не обязательная и старомодная. В школьном сочинении они, мол, больше для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль. До пушкинской...смотреть целиком
  5. Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План)  Новое!
    Место Гринева и Пугачева в повести. (Гринев и Пугачев — главные герой повести, хотя один из них — вымышленный персонаж, а второй — историческое лицо. Читатель видит Пугачева глазами Гринева при различных, иногда необычных обстоятельствах. Взгляд Гринева,...смотреть целиком
  6. Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С.
    По жанру «Капитанская дочка» — историческое повествование в форме семейных записок. Здесь есть черты и повести, и романа; исторические события тесно связаны с личной судьбой главного героя. Пушкин избирает в качестве повествователя именно Гринева, поскольку...смотреть целиком
  7. Жизнь Гринева в белогорской крепости  Новое!
    Петр Гринев — главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является. Доброта...смотреть целиком