Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») 1.«История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка». 2.Бродяга, «донской казак и раскольник» Емельян Пугачев. 3.«Государь Петр Федорович». Поехал казак на чужбину далеку, На верном коне на своем вороном. Кавказ свой навеки, навеки покинул, Ему не вернуться в родительский дом. Русская народная песня А. С. Пушкин в своем творчестве не раз обращается к историческому прошлому России: в его драме «Борис Годунов», поэме «Полтава» живо и точно передается колорит соответствующей эпохи, яркие, противоречивые характеры известных исторических деятелей. По желанию царя Пушкин написал «Историю Пугачевского бунта». Этот труд был связан с большой подготовительной работой: Пушкин посетил места, связанные с крестьянским восстанием, собрал и обобщил архивные материалы и произведения устного народного творчества. В результате этой работы у Пушкина родился замысел «Капитанской дочки». Однако «Капитанская дочка» — это не исторический труд, а художественная повесть; вопросы, которые затрагивает в ней автор, гораздо шире, чем проблемы крестьянской войны 1773—1775 годов. В своей повести автор стремится показать, как раскрываются и преображаются характеры его героев, он ставит перед собой и читателем общечеловеческие вопросы о счастье, любви, благородстве и подлости, верности и предательстве. В своей повести Пушкин рисует Пугачева не извергом, как зачастую виделся он историкам того времени. Пушкин показывает своего героя живым человеком, который бывает жесток, но может быть и милостивым. Сочувствие, которое вызывает Пугачев и та участь, которая неминуемо его ожидает, Пушкин следующим образом передает от лица Петра Гринева, главного героя повести: «…сильно

К нему присоединяются крестьяне и казаки, башкиры и татары, и гарнизоны многих крепостей переходят на его сторону. На военном совете в Оренбурге все говорят о том, что полагаться на верность солдат нельзя. Нельзя отрицать, что Пугачев был человеком незаурядным и талантливым: не имея достаточного образования, он разумно руководит своими войсками, люди ему подчиняются, и долгое время его военным действиям сопутствует успех. Народ признает его своим царем, потому что он близок и понятен простому люду; язык, которым изъясняется «государь» — это живая речь народа, полная пословиц и поговорок. В калмыцкой сказке, которую он рассказывает Гриневу, желая наглядно объяснить свои поступки, вероятно, в иносказательной форме повествуется о свободе, о воле, которая была извечной мечтой угнетенного народа: «Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Но все таланты и добрые качества Пугачева пропадают даром; его удача отворачивается от него, и он попадает в руки врагов. Пушкин кратко пишет: «Пугачев бежал, преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном. Вскоре узнали мы о совершенном его разбитии». Далее встречается упоминание о казни Пугачева. Так окончил свои дни один из «злодеев», чтимых в народе, как народные заступники и вы­разители чаяний простых людей, их мечты о воле.

е сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». Когда Пугачев впервые появляется в повести Пушкина, автор выводит его безвестным странником, бродягой, которому все нипочем: и мороз, и буран. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» — так описывает Пушкин внешность Пугачева. Пушкин показывает отчаянный авантюризм Пугачева: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» Пугачев использует имя Петра III лишь потому, что вера в справедливого царя еще сильна в простом народе. Ближайшие сподвижники в своем кругу обращаются к нему, как к товарищу, как к равному. Пушкин правдиво рассказывает о жестокостях, которые сопровождают продвижение «Петра Федоровича» по России, но жестокость — обычная спутница всех войн и восстаний: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Но тот же Пугачев способен проявить глубокую человечность и справедливость. Он помнит однажды сделанное ему добро, каким бы малым оно ни казалось. «Ввек не забуду ваших милостей», — обещает Гриневу безвестный бродяга, и «государь Петр Федорович» сдержит свое слово, хотя оно и было дано врагу. Прямота души, честность и широта натуры не позволяют Пугачеву последовать совету своих приближенных — пытать и повесить офицера, явившегося в его лагерь, чтобы спасти любимую девушку: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай». А почему же народ так охотно следует за Пугачевым?

Похожие сочинения

  1. Гринев и Швабрин
    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...смотреть целиком
  2. Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые...смотреть целиком
  3. Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка»
    Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет...смотреть целиком
  4. РОЛЬ ПИСЕМ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
    Эпистолярный жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке ("Переписка Ивана Грозного с князем Курбским (Серебряным)"). Копия, безусловно, как это доказывают найденные археологами письменные свидетельства, "письмописание",...смотреть целиком
  5. "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1)
    С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, добро от зла, бескорыстие от зависти, учат, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство, и первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим...смотреть целиком
  6. Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1)
    В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте....смотреть целиком
  7. Герои "Капитанской дочки" в историчесикй метели
    “...Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло...” Русский...смотреть целиком